Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра

17.03.2016 10:34

Светлана Коппел-Ковтун

— Милосердный человек — это какой человек? Вот если я не могу равнодушно смотреть на чужое горе и потому начну поступать, как о. Иоанн Кронштадтский — сниму свою обувь и отдам нищему, отдам последнюю копейку нуждающемуся, тогда понятно. Но если я думаю, прежде всего, о себе, то тут как бы «недолёт»? Где проходит граница между «жлобством» и «здравомыслием»?

— Милосердный человек — это благодатный человек, который через союз благодати и свободной воли в духовном подвиге формирует христианские добродетели,  одной из которых является милосердие, как плод Духа Святого. Такой  подвижник не отлучён от молитвенного делания, в его сердце —  жилище Духа Святого. Тот, кто молится постоянно, станет приносить совершенную жертву хваления – милость мира. Если молитва от чистого сердца, то и плоды этой молитвы известны:  любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Но стоит человеку повредить сердце мудрованием по плоти, то, разумеется, и молитва может исказиться. Всем известна евангельская молитва фарисея, сердце которого далеко отстояло от Бога: «Как хорошо, что я не таков, как прочие», «десятину отдаю от того, что приобрету», когда мытарь в сокрушении сердца просил лишь только милости от Бога. Поэтому Господь гордым жертвам фарисея предпочёл сокрушённое сердце мытаря: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13).

      Благотворительность приобретает истинный смысл тогда, когда совершается по милосердию. «Если я раздам все имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы», — говорит апостол Павел (1 Кор. 13:3). Любовь явил добрый самарянин, помогший избитому разбойниками человеку и оплативший его лечение из своего кошелька, и лепта бедной вдовы — свидетельство любви, и построение храмов...  Однако если строить храм или давать нищему от избытка своего с тщеславием, есть ли в том прок? Не поклоняемся ли мы своим идолам в душе, даже если и строим храмы? Богач, сделав состояние на крови и трупах, может ли любить Бога и быть милосердным? Возможно, боязнь своих грехов заставит его откупиться  подобием индульгенции и построить очередной храм.

       Христианская любовь к Богу и ближнему являла святых таких, как Сампсон Странноприимец, Иоанн и Филарет Милостивые, которые на жертвенник своего служения положили основанием милосердие. И эта добродетель — как молитва, без которой святой не может жить.

       Кто молится в прелести, чувствами, может повредить своё сердце так, что совсем отстанет от молитвы. Такой в благотворении непостоянен. Так что плод  Духа милосердие неопытный в духовной жизни человек может превратить в плод плоти — угодничество человекам. Лучшие в делах милосердия — образы нестяжания. Нестяжание и есть грань, позволяющая страсть потребления превратить в добродетель жертвенности — блаженнее отдавать, чем принимать. 

 —  Человек слаб, никому из нас не под силу утешить всех страждущих, да и милостыня наша мала — на всех нищих не хватит. Как понять, что вот этот страдалец — мой, то есть послан Богом, чтобы именно я ему помогал,  а вот этот — не мой, мимо его беды надо пройти, смирясь со своей немощью?

— Всякий, кто промыслом Божьим встречается у нас на пути, человек от Бога. Лучше быть обманутым, и отдать мнимо нуждающемуся человеку, чем презреть того, кто действительно в помощи нуждался. Лучше пусть нас обманут, чем вовлечься в самообман. Иногда бывает трудно принять решение. Ко мне часто приходил знакомый мне человек, страдающий пьянством. Он не мог по этой причине нигде  надолго устроиться на работу и просил денег. Последний раз я был к нему слишком суров и прогнал его. После этого случая я его не вижу. Уже несколько лет никто не знает, что с ним.  Не знаю, жив ли он. Какое то чувство вины я испытываю по отношению к нему, именно, потому, что был не милостив к нему. Всякому просящему следует подавать как Христу, ради своей совести.    

— Как защитить себя от самообмана и самооправдания? Мы ведь рядим своё равнодушие в здравомыслие, лень — в немощь?

— Вот этот самообман и самооправдание и есть гордость фарисейская.  «Как хорошо, что я не такой, как прочие». Нелицемерное смирение и есть защита от неё. От смирения рождается кротость, благость, милосердие.

— Святые по-разному советуют относиться к милостыне: одни советуют долго и тщательно выбирать, кому помогать («пусть запотеет милостыня в твоей руке»), другие, наоборот, рекомендуют каждого, с кем свела судьба, воспринимать как страждущего Христа и щедро делиться своим имуществом, как с дорогим сердцу родственником. Как человеку понять свой путь?

— Рассудительность есть дар Божий. Тот, кто обладает этим даром, тому откроется духовное видение. Тому, кто ещё его не имеет в совершенстве, достаточно жить не умом, а сердцем. «Живи по сердцу» говорил мой наставник. А сердце должно быть чистым и бесстрастным. Пристрастие может обмануть. Доверчивость всегда страдает из-за отсутствия рассудка. Если сердце и ум в согласии, тогда оба пути верны. Христос не сразу же исцелил бесноватую дочь женщины-язычницы, но испытав её веру. Слова Спасителя «нехорошо отнять хлеба у детей и бросить псам» могли казаться ей слишком жестокими. Однако её сердце приняло эти слова, и она готова была быть преданной Господу, как собаки преданны своим господам. Иногда доброе сердце предваряет то, что полагает на ум помысел, и лукавый помысел может обокрасть доброту сердца. Господь говорит, чтобы подавая милостыню, правая рука не знала, что делает левая. Так что, кому-то хорошо поступать велением сердца, кому-то с рассуждением.

— Сердце милующее — как с ним жить, чтобы оно не разорвалось от горя?

— Сердце, наполненное благодатью, которая  по слову апостола «всегда немощная врачующая, оскудевающая восполняющая» живёт с Христом. Господь побеждает мир, несущий скорби и горе. Человек, живущий во Христе, наполняется милостью от Щедрого Бога. Архиепископ Иоанн (Шаховской) говорит: «Питающий другого любовью, питается ею сам ещё более».  Можно эти слова отнести к философскому взгляду Платона на переполненную чашу, изливающую благодать на все вокруг. А поскольку мир лежит во зле, чем выше любовь, тем сильнее страдания. Как жить с сердцем, чтобы оно не разорвалось от горя? Наверное, это горе надо разделить с горем Божьей Матери, Которой сердце прошло железо оружия мира. Семь стрел, семь смертных грехов пронзили сердце Богородицы. Никто не может вынести того горя, которое легло на Неё, потому как и любовь Её была превыше земной материнской любви. Бог дал Богородице силу перенести всемирную скорбь в совершенном милующем сердце. И Святая Церковь поёт: «Милосердия отверзи нам, Благословенная Богородице, надеющиеся на Тя, да не погибнем, но да избавимся от бед, Ты бо еси спасение рода христианского».

— Смирение, наверное, единственное оружие против зла мира, которое нельзя одолеть, и надежда на Бога. Но так ведь легко дойти и до бездеятельности, до равнодушия. Мол, а что я могу? Как найти свою золотую середину и удержаться на ней?

— Подлинное смирение отнюдь не есть бездеятельность и равнодушие, а требует как раз больших усилий работы над собой, формирования внутренней духовной целостности с окружающим миром. Человек, в сердце которого существует постоянная молитва, уже действует во благо. От каждого человека требуется немного: не делать того, чего себе не желаешь, и делать то, что принесёт пользу тебе и другому. Уклонись от зла и сотвори благо. Для этого необходимо просветление человеческого разума, что уже является истинным благом. Только Христос может просветить всякого человека грядущего в мир. Через исповедание Христа мы получаем и благодатные дары Святого Духа, в которых созревают и плоды Его.

Однако мы живем в период Лаодикийской церкви, о которой Бог говорит так: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3:15-16). Теплохладность уродует духовную жизнь и овладевает миром.

Архиеп. Иоанн Шаховской говорит: «Кто не торопится сделать добро, тот его не сделает. Добро требует горячности, теплохладные не сотворят добра».

Мы должны осознать, что добрых людей в мире подавляющее большинство, но все они слишком заняты собой. Помогают не добрые, а неравнодушные. И именно такими – неравнодушными – нам надо стать. Как наставляет схиархимандрит Иона (Игтатенко), «смысл веры – во внутреннем преображении человека, а если такой цели не ставится, то вера быстро становится ханжеством и лицемерием, либо просто ритуалом, призванным убедить человека, что он  „духовный“ и „верующий“. Если ничего не изменится в нашей вере и в нашей жизни, то слишком много горьких библейских пророчеств об израильском народе нам придётся изведать на собственном опыте, от чего да избавит нас Господь Бог».

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]