Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Аналитика

Все материалы

Тест на жлобство, или о «священниках на мерседесах»

17.02.2016 10:39

Сергей Комаров

На катехизаторских занятиях все чаще слышу вопросы о «священниках на мерседесах». Удивляет то, что спрашивают не случайные злопыхатели с улицы, и не «зеленая» молодежь, а зрелые люди, пришедшие на занятия узнать о Боге. Ну вот обозначен у них в мысленном списке религиозных интересов пунктик о богатых батюшках, и сей пунктик надо непременно решить. Причем тон вопроса содержит как бы такой смысл: «Если батюшки-сребролюбцы не существуют и я ошибся, то буду веровать. Если же существуют, не буду веровать, и не уговаривайте. Я принципиальный».

Глупо? Но именно так эти вопросы и слушаются. Мне рассказывают про очередного мифического священника-миллионера, а я вспоминаю воцерковление свое и тех знакомых, вместе с которыми приходил к вере, и недоумеваю. Кажется, нас интересовали только два вопроса: есть ли Бог, и где Он. Если есть, в какой традиции и конфессии Его искать? Внимание концентрировалось на  духовной литературе, на истории религий, на самом опыте религиозной жизни. Много ответов подарила Литургия. Остальные обретались в Писании, у Отцов, и в самом процессе воцерковления. Вопрос обогащения духовенства казался настолько ничтожным и пошлым, что даже «в списке» не значился. Интересовали вечность, спасение, тема греха и покаяния, путь Церкви в истории, сравнение религий и христианских направлений в их целях и практике. А после прочтения жития преподобного Серафима тема «батюшек на мерседесах» навсегда попала в разряд неинтересных. Да, понятно было, что существуют жадные до денег священники. Но в Церкви также есть преподобный Серафим - и пусть хоть тысячи мерседесов мельтешат на его фоне. Если Серафим достиг такой святости в этой Церкви, значит именно в ней Христос. Больше рассуждать на подобные темы не хотелось.

И вот, взрослые мужчины, которым самой природой дано задумываться о ключевых вопросах бытия, искать Истину и служить Ей – ковыряются в грязном белье духовенства, и бывают довольны, когда порок обнаружен и доказан. Разрыв между призванием христианина и таким убожеством души обескураживает, особенно если речь идет о русском человеке. Необычайная вместимость его сердца для веры и благодати доказана ярчайшим феноменом русской святости и явлением «золотого века» русской литературы. И я недоумеваю: неужели «русские мальчики» переформатировались в армию черноротых блогеров? Неужели Алеши Карамазовы сдружились с Ракитиными и вышли из Церкви только потому, что приметили у монастырского настоятеля золотую цепочку?

И, как это ни стыдно, приходится менять тему библейских занятий и находить у апостола Павла тексты не о Христе и святости, не о спасении и благодати, но о «шкурных» вопросах. «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1Кор.9,13-14). Приходится всерьез рассказывать христианам (и – русским людям!) о том, что приход обязан содержать батюшку, что есть священная обязанность жертвовать служителям алтаря. Что, опуская помятую десятку в ящик для пожертвований, мы совершаем жертву перед Богом, ради Него . Напоминать о исконном почитании священного сана на Руси, и проч.

При общем недоверчивом молчании приходится тратить драгоценные часы, чтоб объяснить: подсчитывать доходы священника имеет моральное право лишь тот, кто жертвовал ему свои кровные деньги, будучи его прихожанином. Если же ты этого батюшку и в глаза не видел, имеешь о нем понятие только по слухам, и в его приходской казне твоя трудовая копейка не звенела – не смей раскрывать рот для осуждения. Сколько дали, что подарили, как употребил деньги – не твоего ума дело. Судья ему Бог, и отчасти его собственные прихожане, но не ты, мелкая душа. Особенно, если сам на хорошей машине ездишь и мимо нищих с брезгливостью проходишь.

«Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон? Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?» (1Кор.9,7-11).  Так апостол Павел доказывал коринфянам, что он, проповедуя у них, имел полное право брать от них деньги и жить на их довольстве. Сам Павел не пользовался данной привилегией, ибо предвидел, что впоследствии его могут упрекнуть. Но он аргументировано показал общее право священников и проповедников «пожать и телесное», т.е. кормиться от прихода. Так «Господь повелел».

Объясняю это, спорю, а вспоминаются совсем другие апостольские слова, как диагностика ситуации: «Пустые споры между людьми поврежденного ума, чуждыми истины, которые думают, будто благочестие служит для прибытка» (1Тим.6,5). Грустно на душе. На такие ли темы должны беседовать православные? Точно ли речь идет о самых  интересных страницах Писания? Мы о христианстве говорим, или у нас тест на уровень жлобства? А вопросы идут. Часы, яхты, машины, дачи, золотые кресты… О-о-х. Вот и два часа пролетели в «душеспасительном разговоре». Причем, каждый остался при своем мнении, скорее всего. Плюс ощущение пустоты и потерянного времени (лично у меня).

Один старший товарищ говорил мне когда-то: «Я никогда ни на кого не обижаюсь, но могу разочароваться в человеке». Интересно, может ли Бог разочароваться в нас? Наверное, да. Особенно, если Он предлагает нам спасение души и вечную жизнь, а мы спрашиваем о «священниках на мерседесах»…

Все статьи

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]