Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

А интересно, Виктор Ющенко зажигал ханукальную свечу? Отвечает игумен Мелхиседек, настоятель храма святых апостолов Петра и Павла в Ясенево, подворье Свято-Введенской Оптиной Пустыни.

24.02.2011 00:00

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

-Некоторые верующие считают, что Новый год – это светский праздник, и поздравлять друг друга не следует. Как быть, батюшка? И как быть с нашими невоцерковленными соотечественниками, которые 1 января встречают друг друга словами: "С Новым годом, с новым счастьем!"?
- Думаю, что нет ничего зазорного в том, чтобы друг друга поздравить с Новым годом. Это пожелание какого-то нового, конкретного этапа в нашей жизни. То, что мы вступаем в новый гражданский год - это реальность. Потому что сейчас у нас с тобой на телефоне стоит определенное число не по старому календарю, а по новому. Мы живем в гражданском пространстве. И мы поздравляем друг друга с гражданским праздником. Переворачивается некая страница. И у каждого человека с этим, семейным праздником, когда все вместе, связаны теплые воспоминания. И этот праздник - вне политики, вне религии, вне национальности. То есть это единственное, что объединяет всю страну, весь мир. А самое главное - это новый этап. И как раз с этим началом, с этим новым этапом в жизни каждый связывает нечто светлое и радостное. И многие считают, что это какой-то мистический барьер, за которым в старом году останется все плохое. Это, конечно, добрые порывы. Они действенны только в течение первого дня и первой ночи. Мы знаем прекрасное слово Иоанна Златоуста на Пасху. И очень редко встречаем слово на Новый год. А у него действительно было слово на Новый год: "Я поражаюсь наивности людей, как они свое счастье связывают с календарем и с положением звезд на небе? Неужели этот год и этот день, первый день, может сделать тебя счастливым, когда ты веселишься, пьянствуешь и зажигаешь огни на улице? Разве этот хохот может сделать тебя счастливым? Или это пьянство и головная боль наутро, когда не только мужчины, но и женщины пьют неразбавленное вино?" "Не праздник и не начало года и не первый день этого года делает нас счастливыми, - продолжает он далее. - А добрая совесть и чистая жизнь. Скажи мне, какой будет праздник на душе, когда она отягчена тысячами грехов? Ты и при празднике будешь, как в аду, когда нечиста твоя совесть. А когда чиста твоя совесть и добродетельна жизнь, то не только первый день в году будет счастливым, а все и последующие дни, когда ты с Богом. Когда ты с чистой совестью и когда ты с добродетельной жизнью". «Этот праздник, - говорит он, - могут праздновать не только богатые, но и бедные. Не деньги нужны для этого праздника, а добродетельная жизнь. И тогда не только этот день будет для тебя праздничным, но всякий и другой, последующий". Вот, какой взгляд у Иоанна Златоуста.
Еще дальше у него есть такие слова: "Ты лучше не жги факелы на площади, и не площадь украшай этим огнем. А лучше просвети свою душу Божественным светом. И не венки вешай на дверях своих дверей, а лучше венками добродетели укрась свою голову". - Ну, венки - у них, елок, наверное, не было там.
- Мирты.
- Нет, лавровые венки. Он еще говорит о "детских игрушках".
- Он акцент делает, что в первый день года бывает проповедь в храме. Вот откуда у нас новогодний молебен! Мы просим прощения в этот год, который ушел, и благословения на предстоящий год. Он говорит: "Задумайся в этот момент. Сколько тебе Бог дал времени жизни, и сколько времени жизни еще осталось? И пусть это тебя приведет к покаянию за прошедшее. А на будущее испрашивай благословение Божие». Вот этот сугубый момент покаянной молитвы за грехи прошедшего года, и молитвы, наоборот, с надеждой на милость Божию. На те силы, которые Господь даст для покаяния, для восполнения своей немощи. Вступаем в новый год под сенью благодати Божьей. А у нас в строящемся Покровском храме уже возникла традиция. Мы служим ночную Литургию. Потрясающий момент. Мы читаем заранее часы, без пяти двенадцать гасятся свечи. Горят только лампады. Пять минут тишины. Перед литургией. В 12 часов алтарник вносит часы с боем из алтаря. Часы бьют 12. Потому что люди всегда стремятся в этот момент быть дома, услышать этот бой. Что-то сокровенное, самый таинственный момент. Одно уходит, другое наступает. Это мне кажется, единственный момент в жизни, когда люди ценят и обращают внимание на время. Потому что ничто так бездарно в нашей жизни не растрачивается, как время. А эти секунды люди хотят уловить. Хотят иметь. Хотят быть сопричастниками этих секунд. Особенно этих двенадцати ударов часов. И мы своих прихожан не лишаем этого момента. Выносятся часы. Куранты бьют двенадцать. И слышится возглас священника: "Благословенно царство Отца и Сына, и Святого Духа". И я служил. Ты понимаешь, что ты с Богом начинаешь. А кто-то из святых сказал: "Если начинаем с Богом и продолжаем с Богом, то и кончим с Богом". Как год начали, так год и проведем. То есть, есть такая уже духовная, истина, духовная примета. И поэтому этот сугубый момент - взглянуть на прошлое и заглянуть в будущее. С одной стороны, с покаянием, с другой стороны, с верой. Вот, с нового года постараюсь. Вот, с нового года начну. И это человека поддерживает, дает новый импульс. Я считаю, что вот это и является праздником. Праздник надежды, праздник обновления, праздник начала. И поэтому и как раз остается время до Рождества Христова успеть начать эти покаянные дни, с этого момента и с этого молебна. Постарайся хоть шесть дней до Рождества Христова побыть обновленным человеком.
- Батюшка, а вы когда часы выносите, я думаю, это в первый раз время входит в священное пространство. Это, должно быть, необыкновенное чувство.
- Ну, это очень все сокровенно. Начинаешь ценить время, чувствуешь, что оно неумолимо идет и утекает. И мы вместе с временем движемся. А куда? А движемся к ликующей вечности. И это очень важно. Однажды была какая-то конференция. Там обсуждались проблемы современности. Глобализация, экуменизм, финансовый кризис. Может быть, пожары. Безработица, безденежье. То есть, тысячи проблем, миллионы. И все искали какой-то выход из положения. В общем, пришли к такому выводу, что жизнь наша, так сказать, плохохонькая. А на ней присутствовал батюшка. Он нечаянно задремал, его разбудили и спрашивают: "Батюшка, а вы-то что скажете?" А он говорит: " Можно согласиться со всеми предыдущими ораторами, что все в нашей жизни плохо. Если не учитывать один фактор нашей жизни ". И все сразу в зале взяли ручки, включили ноутбуки - а какой же фактор, батюшка?
«Фактор Бога». И потихонечку раскрыл эту тему. "Да, все было бы плохо, если бы не было Бога. А когда мы находимся под этой таинственной рукой, которая ведет каждого из нас ими же веси судьбами, к спасению. «Глубиной мудрости человеколюбно вся строя". Вот, сейчас видим, деревья попадали, энергия отключилась, и не могли вылететь самолеты. Но спрашивается, чего-то так все совпало? К новому году все совпало. Во всем надо видеть духовную и нравственную составляющую. У каждого она своя. Но, прежде всего надо подразумевать наказание Божье, в смысле наказа. Вразумления. Не мщения, не тирании, не припечатывания к углу, а научения. Какая-то в этом наука есть. Какая - пусть каждый подумает уже сам про себя.
- Отец Мелхиседек, мне кажется, настолько явно в этом году наказание, вразумление Божье.
- Потрясений много.
- Мы не следим за передачами телевидения. А они поставили в последний момент страшный кощунственный фильм «Код да Винчи". Дело в том, что пять лет назад, когда этот фильм вышел по этому антихристианскому роману, то в Европе даже кинотеатры сжигали. В католических странах - Испании, Франции. Папа Римский высказался. Мы не думали, что у нас в России эту мерзость могут показать по государственному каналу в предрождественские дни. И, кстати, архимандрит Илий летом, когда пожары были, ездил, служил молебны. Мы говорили: вот, наказание за кощунство. Господь видит, что происходит со страной, потому что кощунство ненаказуемо. Власть не исправляет. Раз не исправляемо, значит наказуемо.
- Православные люди телевизор не смотрят, в дни поста тем более. И не реагируют на эти вещи. Но, вот, будут смотреть это кощунство многие наши люди, одурманенные спиртными напитками. И эта мерзость западет в их душу. Что мы должны сделать сегодня, что в наших силах?
- Спросить с тех, кто это попускает. Ожидать какого-то "потепления" в отношении к нам Бога не приходится, если мы устраиваем такое развращение души. Веры, устоев.
- Мой епископ иначе говорит: «Уклонись от зла сам». Если человек ответственен за семью - то ни в коем случае, чтобы в семье этого не было. Я не знаю, она сегодня будет, эта мерзость, или когда? Сегодня? Да, кого-то об этом надо предупредить. Да, дьявол не дремлет. Дьявол не спит. Кстати, сегодня листал одну литературу, понравилось одно мудрое высказывание: "Когда начинает строиться храм, рядом дьявол начинает строить свою часовню. И у него иногда бывает больше посетителей, чем в храме". Я был потрясен. Вот, например, сегодня как раз иллюстрация примером. Дали народный праздник. То есть, сделали выходной. Появилась возможность у людей на праздник Рождества, в выходной день быть в храме. Так? То есть, дали эту свободу и эту возможность. Дьявол в эти дни свою часовню строит. Где? На телевидении. «В своей вотчине, - говорит один из этих святых. - И у него паствы будет больше». Сколько людей посмотрят сейчас по первому каналу и сколько потом на Рождество! То есть, с одной стороны, там, где чуть-чуть дали возможность, тут же противовес. Какую-то дали свободу, тут же война обостряется.
- Но и нам никто не запретил высказывать свое протестное мнение. Свои направлять письма. Какие-то, может быть, более существенные демонстрации, народное волеизъявление. Поэтому своим гражданским правом мы можем пользоваться, когда человек подает в суд на оскорбление своей матери или отца. И у нас есть уже судебные разбирательства в защиту достоинства и чести. Но тут защита достоинство уже Бога! Мы просто единственные, мы все проглотим, будем терпеть до бесконечности. Я вот вспоминаю, несколько лет назад в Голландии. Карикатурист позволил себе на Мухаммеда какую-то карикатуру написать. Мусульмане сожгли голландские посольства. И в других странах, и всюду. Так те хвост поджали и поняли, что этого делать нельзя. Почему? А потому, что вот такая реакция. Живая, адекватная. Мы вас не трогаем - и вы нас тоже. У каждого свое мнение, зачем такие кощунственные выпады? Демонстрации друг против друга. А у нас что? Поэтому печально, что все это проглотится, что все это не заметится. Или наоборот, еще начнут верить этому: послушайте, а может быть, правда, что по телевидению показали? Ничему человек так не верит, как печатному слову. Ну, а теперь наоборот, уже ХХI век - тому, что он посмотрит. Читать никто не читает. Может, и Евангелие не читали. А тут какая-то история непонятная. А может, так и было? То есть, людям западет эта ужасная мысль.
- Ну, я думаю, дорогие братья и сестры, что православные патриотические организации выскажутся не только молитвами, но мы и какие-то действия предпримем.
- Как граждане со своей стороны, имеющие возможность пользоваться гражданскими правами и защищать честь и достоинство, свое религиозное чувство, это является нашим конституционным правом. И обязанностью.
- А если проглотить одно, другое, третье, ну, потом-то уже проглотим, когда скажут: «Давайте храмы пополам делить. Сегодня католики послужили, завтра мусульмане послужат». Это же такое было. Где-то в одной из мусульманских республик обратились в законодательное собрание с предложением по пятницам разрешать в храм мусульман пускать. То есть, им все равно. Это нам не все равно.
- «Это хорошо там, в Москве служить. Есть определенный взгляд на это. Твердость, традиционность какая-то. А вот, в таких, преимущественно с мусульманским населением, здесь как быть?». Вот, такие уже заявления звучат. Мы же не просим мечетей, чтобы дали нам послужить. Каждый на своей территории должен служить. Вы в мечети, мы в храмах, так сказать.
- Когда-то НТВ-шники пытались показать фильм "Последнее искушение Христа". Тогда протестовали больше 20 тысяч православных, мы были на молитвенном стоянии в Останкино. Я думаю, что нынешнее руководство ответит не только в жизни будущего века, но и здесь.
- Батюшка, благословите рабу Божию Александру. Санкт-Петербург. Батюшка, дорогой! Но ведь мы глотаем еще более страшные вещи. В церкви Петербурга, в центре Москвы лидеры стран зажигают ханукальные свечи. Менора - это символ победы еврейского народа, духовной победы над православным народом. Понимаете, даже по еврейской традиции, это разрешено зажигать только в синагогах и домах, в их молельных домах и помещениях. Теперь Сербский Патриарх отправляет под запрет людей, которые стоят на консервативных точках зрения. Против экуменизма, против единения с католиками. И в этот же день все средства массовой информации передают, что он сам поехал зажигать ханукальные свечи. Может ли он после этого оставаться Патриархом Сербским, и могут ли наши лидеры, такие как Путин и другие, быть национальными лидерами России? У нас страна мононациональная. И моноконфессиональная. По международным законам, где 66 % населения одной нации - это мононациональная страна. Мы должны перестать слушать глупости, которые говорят с телевидения, с первого канала и со всех каналов, что у нас многонациональная страна. Иудаизм является традиционной религией. Никогда в России и в царское время иудаизм не был традиционной религией. Вот, я бы хотела, чтобы вы прокомментировали зажигание миноры русскими лидерами. И духовными лидерами православия. Будьте любезны.
- Ну, тут вопрос, тут сразу много вопросов. Но мы конкретно об этом. Дело в том, что действительно я тоже в Интернете видел эти фотографии с Сербским Патриархом. Вопрос этот очень печальный. И, мне кажется, однозначный. В том смысле, что ни при каких обстоятельствах это делать было недопустимо. Тем более, главе церкви и, тем более, что после в Евангелии нам Господь сказал о церкви иудейской «Се оставляется дом ваш пуст». Для нас это ориентир - духовный завет Христа Спасителя. «Тот, кто после того, как открыта истина, - сказал священномученик Ириней Лионский. – Тот, кто после того, как открыта истина, ищет истины - тот ищет лжи». И поэтому отношение, конечно, однозначное. И только я не знаю, вот вы сказали, что в центре Москвы возжигается и в Санкт-Петербурге. Я про это не знаю, где, кроме синагог возжигается это. Я с этим не сталкивался, поскольку я сам из храма-то уже не вылезаю. Поэтому, что на площадях делается, но то, что Сербский Патриарх допустил такую ошибку, по какой-то может быть, там толерантности, как они выражаются, чтобы межконфессиональный мир был. Положим, конференция в защиту неимущего населения, или какие-то сотрудничества, связанные с делами милосердия, социальным служением - это одно. Но когда конкретно религиозный праздник…. Это идет совершенно вразрез с устоями православной веры. Конечно, этот печально, но оставаться или не оставаться ему патриархом - это вопрос, конечно, к священноначалию Сербской патриархии. Я думаю, что на эти сюжеты неоднозначный будет взгляд. Старец Паисий нам дает совет. Он говорит о том, что всегда надо включать добрый помысел. Но добрый помысел в чем здесь может состоять? Ну, человеку 80 лет. Ну, может быть, с какой-то гипертонический кризис. Ну, может быть, было чрезвычайно повышено давление. Потому что оправдать такой поступок...
- То есть, в сознательном разуме такого не сделаешь.
- Ну, вот, так сказать, все-таки, да. Поэтому, мое мнение, что это поступок был недопустимым. Ну, и с другой стороны, слышал сообщение о том, что Янукович, которому было предложено такое символическое действо, он отказался.
- Он не просто отказался, батюшка. Это очень интересно прозвучало. Когда ему предложили зажечь ханукальную свечу, то из пресс-службы ответили, что Виктор Янукович крещен в православной церкви и вне зависимости от политической конъюнктуры веру свою не меняет. Где крещен - там, значит, и молится. Ему подбросили приманку - что тот президент, который зажигает, по традиции избирается второй раз. На что Янукович ответил, что ему не важно, сколько раз он будет избираться, ему важно сохранять верность православию.
- Вот, это достойный ответ и достойная позиция.
- Правда, спросил так ехидно: А интересно, Виктор Ющенко зажигал ханукальную свечу?
- Выяснилось, что зажигал. Но и не был переизбран. Вот, мирянин ответил достойно.
- Я вспомнил замечательное выражение Иоанна Златоуста, который говорит: «Кто верит одновременно в двух богов, обязательно один из них окажется дьяволом». Ну, невозможно быть просто человеком - и в Синагоге зажигать ханукальную свечу, какой бы там ни был праздник.
- Ни политическая, скажем, конъюнктура...
- Конечно, нет. Я говорю, что мы принимаем участие - но это международные конференции, без всяких религиозных составляющих. Ну, на них присутствуют и религиозные лидеры. Это не экуменизм. Это участие религиозных лидеров в тех или иных социальных, или политических мероприятиях. Как министров иностранных дел. Это вещь допустимая. Но когда это касается уже религиозных вопросов и мало того, что это уже не только религиозные вопросы, это даже не спор. Спорить-то можно было. Обсуждать можно было. А это уже участие в священнодействии.
- То- есть предательство.
- Это вещь уже недопустимая.
- Здравствуйте, меня зовут Александр. Я бы хотел поддержать предыдущего. Почему Патриарх молчит и все руководство церкви? Сначала кощунственные выставки, Иоанн Охлобыстин, этот фильм. Потом все будет хуже и хуже. Пока не прекратится это молчание. Ведь молчание- это кощунство. На любые письма, на все. Почему?
- Раз сейчас мы обсуждаем эту проблему на радиостанции "Радонеж", которая вещает на миллионы людей, по всему миру - это уже не молчание. И поэтому у нас есть эта возможность. И мы сейчас этой возможностью пользуемся. И поэтому важно положить какое-то начало.
- Многие из наших слушателей только сейчас узнали о том, что произошло в Сербской церкви.
- Это было несколько недель назад. Может быть, какая-то реакция последует. Но сейчас реакция уже есть, раз мы сейчас об этом в эфире говорим. И мы, так сказать, не закрываем на это глаза. Кто к этому неравнодушен, кто имеет свое мнение, а свое мнение может и должен иметь каждый – пусть выскажется. Мы об этом сказали в словах Христа Спасителя. Еще раз повторим. О ветхозаветном храме Христос сказал: "Се оставляется дом ваш пуст". Зачем заходить в пустой дом кому бы то ни было? И сказано: " Кто после того, как открыта истина, ищет истину, тот ищет лжи".
- Батюшка, Святейший Патриарх Кирилл сказал слова, которые для многих должны быть откровением. Он сказал, что, наверное, все могло быть гораздо хуже. Людям трудно это принять, что могло быть еще хуже. Люди думают: мы хорошие, а Господь нас неправильно наказывает. Так Святейший Патриарх говорит: "Все могло быть гораздо хуже". Мы верим, что когда человеческие усилия сопровождаются молитвой, то Господь преклоняет к людям Свою милость. Вступая в следующий год Божией благости, мы должны помнить о том, что только такое сочетание - Божественного и человеческого - помогает людям преодолевать трудности и устремляться вперед. Я думаю, что эти слова для неверующих должны быть каким-то открытием. Мы в начале передачи говорили о том, как чувства в мистический момент устремляются, у кого- к гороскопам каким-то, у кого - что одевать в год кролика. Кто-то загадывает желание…
- Что правильно съесть, во что правильно одеться, как правильно встретить. Хотя мы слова Златоуста об этом привели: не зажигание свечей, не украшение порогов домов ветками, а добродетельная жизнь. Хотелось бы дальше продолжить эту тему, которую мы начали, чтобы все-таки какая-то канва нашей передачи сохранялась. Часто на Новый год родные и близкие звонят друг другу. И мы встречаемся с родственниками, отдавая дань уже гражданскому Новому году. Часто слышим выражение: « С новым годом, с новым счастьем!». - И это очень существенное пожелание. Как часто слышишь от людей - здоровья, здоровья, здоровья! И только здоровья - и думаешь: какая наивность! Ведь вечных людей нет. Сейчас входишь в определенный возраст и чувствуешь, что этого здоровья все меньше, меньше и меньше. А его желают - все больше, больше и больше. И чувствуешь этот диссонанс в пожелании одного здоровья. Хотя говорят – «желаем счастья» - как будто счастье заключается только в здоровье! И вот, в этом плане, мы православные, верующие люди, счастливые. Почему? А потому, что у нас другое основание для понимания, что такое счастье или блаженство. Потому что слова «счастье» в Священном писании нет. Есть синоним – «блаженство». То есть, это нечто чуть-чуть уже больше, чем только понятие одного счастья в нашем, уже светском понимании. Один из святых людей сказал: "За счастье люди почитают здоровье. А за еще большее счастье люди почитают здоровье и красоту. А за еще большее счастье люди почитают здоровье, красоту и деньги. А за еще большее счастье люди почитают здоровье, красоту, деньги и власть. Но истинное счастье, я думаю, говорит этот святой - заключается в том, чтоб быть духовно свободным от всего этого. Потому что действительно, никто туда с собой кроме добрых дел и доброй совести ничего не возьмет. Ни здоровье, ни денег, ни красоту, ни власть". Тем более, посмотрите, очевидность, но с возрастом-то все это уходит. А должно прибавляться, как говорит апостол Павел. А когда внешне наш человек тлеет, внутренний - со дня на день обновляется. Показывает какой-то парадокс, что у христианина духовная жизнь и вообще, составляющая его жизни, не должна зависеть от внешних обстоятельств. Бог нам дает больше. Он дает нам свободу. Он дает нам не здоровье, полные карманы или полные холодильники. Он дает нам свободу. И когда евреи сказали: «Мы - дети Авраама. И никогда никому не были рабами». Христос сказал: «Познайте истину. И истина сделает вас свободными». Еще Он говорит: «Всякий творящий грех, есть раб греха». Вот, какую свободу пришел нам дать Господь. Свободу от греха. При нашем желании, решимости иметь эту свободу. Исаак Сирин однажды сказал: "Но наступят такие времена и такая свобода, которая будет хуже всякого рабства". Свобода чего? Греха, который будет хуже всякого рабства. Хотели бы люди избавиться от этой свободы. Они в грехе в этом уже просто по рукам и по ногам, если бы не это основное устремление быть свободным от греха. А когда уже люди перед собой поставили цель - здоровье, красоту, деньги - они рабы. Рабы своих пожеланий, эти пожелания никогда в полной мере удовлетворены не будут.
- Марина Цветаева однажды сказала: "Для всего моря нужно все небо". Для всего моря - нужно все небо. Чтобы в этом бесконечном море отобразилось бесконечное небо. Вот, так и человеческая душа. Она по своей природе бесконечна, потому что это образ и подобие Божье. Она насытиться может только Божьим. И вот, Бог дает нам такую свободу и такое устроение, что наше счастье и наше блаженство не должно зависеть от внешних обстоятельств жизни. Как однажды приходит к отцу Антонию, оптинскому старцу, скитоначальник, приходят братья - а у него из-за долгих стояний на службе трофические язвы были на ногах. Так что он потом не мог ходить на богослужения, потому что у него кровотечения были, когда заканчивалась всенощная. Такой вот, подвиг был. Вот, такая была внешне драматичная жизнь. А потом он вообще не смог ходить на длинные богослужения. И совершали все ночные службы в его келье. И братья приходили после службы, и навещать и оказать знаки внимания и говорили. - Отче, ты несчастный человек. - Он говорит. - А почему? - Он говорит, да ты все лежишь и лежишь. - Я, говорит, несчастный человек. Нет. Я хоть и лежу, да на Бога гляжу. - О, как это ценно, на Бога глядеть. Мы, может быть, всю всенощную, всю литургию можем простоять возле престола, простоять несколько часов на литургии, на всенощной и Бога не увидеть и не почувствовать. Ну, как не видеть. Конечно, Бога видит только чистое сердце. Конечно, это образное выражение, ощущение присутствия Божия. Оно у него было. А у нас в храме такого же, это бывает редко, потому что это милость Божия, это уже усилия веры. Это какой-то подвиг жизни, чистота жизни, смирение жизни. Вот, оказывается, что совершенные вещи духовные, которые от внешних обстоятельств не зависящие.
- Батюшка, а кто из оптинцев, помните, кто-то из отцов лежал постоянно, был парализован. И ему говорили братья: «Отче, ну, потерпи немного». - Он говорит: «А зачем вы меня утешаете? Мне и так хорошо с Христом».
- А мне вспоминается монах Карп, который был слепцом. О нем говорили: «Батюшка у нас света не видит». И предлагали: « Давай съездим в Санкт-Петербург, давай отвезем тебя. Сделают операцию - и будешь видеть все». - Он подумал и говорит: «А зачем? Мне с Богом и так хорошо». Старец Моисей, наместник монастыря, про него сказал: «Карп хоть слеп, да видит свет». Какой свет? Божественный. А это из миллионов зрячих видят единицы. "Познание высоких истин, - говорит Исаак Сирин, - Разум - порождение скорбей". Вот, какой парадокс духовной жизни. Не может человек охватить полноту духовной жизни и откровений без скорбей, без тесного пути.
- Сердце не вмещает.
- Да. Оно каким-то другим становится. Чтобы сострадать, надо пострадать. «Быв искушен может и искушаемым помощи». - То есть, быв испытан человек, только он может подсказать, когда сам через что-то прошел. Когда сам испытал. Когда это стало опытом жизни. К сожалению, так бывает, что человек начинает что-то ценить, когда начинает это терять. Звоню своему родственнику, поздравляю с Новым годом. Ему операцию только что сделали. Раб божий Валентин, староста храма Бориса и Глеба в Зюзино, надо за него помолиться Он говорит: « Мелхиседек, береги здоровье! Это дар Божий». Когда сделали операцию в 63 года, тогда только он понял: оказывается, а оно-то куда-то может и деться, это здоровье. Оказывается, это дар Божий. Ну, мы это понимаем, когда уже смотрим, что мы не такие, как в 20, в 30 лет, как в 40. Вот потому все познается в сравнении. И начинаешь Бога благодарить, потому что в семьдесят лет будет не то, что в шестьдесят. А в 80, не то, что в 70. И поэтому за сегодняшние 70,40, или 50, или 30 надо благодарить. Не воспринимать это так как данность навсегда. Недавно была память святого праведного Иоанна Кроншадтского. Он совершил однажды молебен в доме умалишенного, водосвятный, о здравии. Батюшку часто приглашали, везде были рады его молитве. И подходит умалишенный, смотрит в глаза отца Иоанна и задает ему вопрос: «Батюшка, а вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый разум?» - И он сделал земной поклон этому рабу Божию. Обнял его и говорит: «Благодарю за научение». То есть, он сам считал, что это данность, в порядке вещей. И умалишенный человек вразумил самого отца Иоанна. И он тогда пишет в дневниках: «Какой это великий дар! Видеть своими глазами. Слышать своими ушами. Соображать своими мозгами». И поэтому имеется бесконечное количество поводов к тому, чтобы мы Бога благодарили. И эту жизнь благословляли. Потому что благословляй эту жизнь - и она будет благословленная. Проклинай эту жизнь - и она будет проклятой. То есть, как говорится: « Счастье в нас, а не вокруг нас». И мы, православные люди, этим и счастливы, что мы имеем возможность быть с Богом. Имеем возможность свободы от греха. Для этого церковь. Для этого исповедь. Для этого причастие. Для этого молитва. Для этого монастыри. Для этого паломничество. Для этого вся полнота нашей внешней и внутренней духовной жизни, которая может привести нас к самому главному, к свободе. Потому что Господь не сказал: «Накормлю, напою, исцелю, воскрешу», ничего не сказал. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Вот о чем шла речь. И кстати, о поклонении Ему в Его святых местах. Я сейчас вспомнил об уникальном явлении, о событии, к которому мы можем все прикоснуться, особенно, в эти рождественские дни. По благословению патриарха Кирилла в нашем строящемся храме Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево состоялось освящение нижнего Михайловского храма. А Патриарх благословил в этом храме устроить точные копии величайших христианских святынь. И эта программа, эта идея названа "Икона Святой Земли". Мы сделали милостью Божией точную копию Вифлеемского престола. Один к одному. Такой же престол, такая же серебряная звезда, как в Вифлееме. И если эта серебряная звезда там, в Вифлееме, обозначает место Рождества Христова, то мы в эту звезду вставили перламутровую, привезенную из Вифлеема. И эта перламутровая звезда изображает икону Рождества Христова. Сделали точную копию водоноса из Каны Галилейской. Сделали точную копию Голгофы, такой же престол, такие же полы. И открытие было 6 января. Накануне величайшего праздника Рождества Христова. Десятки, сотни людей будут иметь возможность посетить Вифлеем, место Рождества Христова. А я предлагаю нашим москвичам посетить в строящемся храме точную копию Вифлеема и этой величайшей святыни Голгофы. И делается точная копия гробницы Божией Матери. И копия кувуклии Господней.
- Батюшка, это древняя традиция такая.
- Потому и есть такое понятие «икона». Мы не говорим, что этот сюжет или место. В свое время Патриарх Никон осознавал, что люди не имеют возможности побывать в Святой земле - только какие-то единицы, или сотни могли и могут сейчас это себе позволить - но у нас же миллионы православных людей! И он дал возможность соприкоснуться с этой святыней, почувствовать, как там, в святом граде Иерусалиме, это все происходит. И может быть, увиденное здесь, в нашем храме, кого-то подвигнет к тому, чтобы взять путевочку и съездить поклониться этой величайшей христианской святыне. Частицы этих святых мест надеемся, в скором времени займут свое место в нашем храме, в этих святынях.
- Батюшка, это древняя традиция. В Тихвинском храме в Алексеевском, на ВДНХ, есть копия Гроба Господня. В миниатюре. На Валааме есть Новый Иерусалим. Там выстроен целый Воскресенский скит.
- Но в Ново - Иерусалимском монастыре не было места Рождества Христова. Потому что это уже Вифлеем, а не Иерусалим. Поэтому, есть вот такая уникальная возможность поклониться этой святыне.
Как добраться? Метро «Ясеневская». И одна троллейбусная остановка в сторону кинотеатра "Ханой". Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Строящийся храм, его не заметить нельзя.
- Кстати, к отцу Тихону Шевкунову, в Сретенский монастырь, прибывают итальянцы. Там, у себя они не могут приложиться к Туринской Плащанице, поэтому раз в году приезжают сюда. Радостное такое событие. Я хотел бы как раз нашу тему, с чего мы начали - тем и закончить. С Новым годом и с новым счастьем! А кто-то из мудрых наших поэтов сказал:
"В чем счастье?
В жизненном пути!
Куда твой долг
Велит идти.
Врагов не знать,
Преград не мерить,
Любить, надеяться и верить!"
Счастья вам, жизни с Богом, дорогие читатели! Аминь.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]