Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

"Что такое счастье в понимании современного человека?" (Отвечает Игумен Мелхиседек).

19.02.2009 00:00

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

На вопросы слушателей отвечает Игумен Мелхиседек  – настоятель храма святых апостолов Петра и Павла  - подворья Свято-Введенской  Оптиной Пустыни.

 - Что такое счастье в понимании современного человека?

- Если откроем Священное Писание, то увидим, что  слово "счастье"  там не встречается. А слово "радость" только в Новом завете звучит около 33 раз! Мы слышим от апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите». И еще говорит он: «Скорби нынешнего времени  ничто по сравнению с той радостью, которая ожидает вас». Поэтому можно провести параллель между словами "радость" и «счастье». Слова "всегда радуйтесь" апостола Павла - это  не преувеличение, а показатель  состояния его души. Апостол понимал, что это норма для любого последователя Христова. В самом деле, именно таково должно быть нормальное, повседневное состояние христианина, который идет путем евангельской жизни, искренне верит во Христа.

 

Возникает вопрос, где же этот путь  к радости. Апостол отвечает: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь. За все благодарите. Я думаю, что пути, к радости, к счастью -  они заключаются для нас, православных людей, именно в этом.  Во всяком случае, могут заключаться. Благодарение и непрестанное памятование о Боге. Когда  живо это чувство, что мы все находимся под кровом небесного Отца, это дает уверенность в жизни, что бы мы ни принимали - горькое или сладкое. Это дает уверенность в том, что промысел Божий совершается над нами, поэтому ничто не должно нас из духовной колеи выбить. Однажды, я сам задумался над этим словом. Ведь наше русское слово имеет глубокое внутреннее, сущностное содержание. Оно еще глубже, чем кажется на первый взгляд. Счастье,  «с - частью». Когда ты смог стать частью? Положим, я самодостаточная единица. Самозамкнутый механизм, ни в чем не нуждающийся. И во мне пусть тоже никто  не нуждается - таков светский взгляд.  А вот недаром  говорят новобрачным: мы желаем счастья в семейной жизни. И супругов называют половинками.  Говорят: это моя половина. Почему? А потому что это показывает единство их душ и тел. И вот я думаю, это и есть начаток этого счастья, когда мы смогли стать частью. Частью чего?

Когда я совершаю таинство венчания, то произношу такие слова (перевожу на современный русский, чтобы было  понятно): «Пошли им Господи единства тела и души». Стать едиными по телу -   не такая уж большая премудрость. А вот чтобы стать едиными по душе…Порой, на это уходит вся жизнь. И вот почему сейчас  кризисы, катастрофы, распад семейной жизни. Именно из-за этого, что единство тела  было, а единства души не было.

В житии Евфросиньи Московской, великой княгини Московской и Димитрия Донского, рассказано, как они были  супругами. Церковь  видела в них подвиг святой благочестивой жизни. В летописи есть такие слова: «Это были два голубка. Было такое впечатление, что они в двух телах носят одну душу и одну добродетель». В двух телах одну душу и одну добродетель. Вот это и есть счастье. Это касается семейной жизни. А монашествующие? Стать частью Церкви, частью Бога, частью братства, Божьей идеи, частью своего дела, своего послушания, которому предан человек - это разве не счастье?

-Когда вы исповедуете, вам приходится сталкиваться с тем, что человек, который пытается выстроить жизнь в одиночестве, самодостаточности, гордости - этот человек несчастен?

- Конечно. Несчастен от своих претензий: меня  не любят, меня не понимают, меня не уважают, со мной не советуются,  со мной не считаются. А ты начни с себя. Вот этого нет. И поэтому вся беда именно от этого - от эго. Эгоизм. А счастье как раз нам напоминает, что есть другой подход к жизни. Не о себе надо думать, а слиться, подстроиться, найти компромиссное решение, золотую середину. Первым протягивать руку.

Есть такая легенда. Однажды шло счастье и вдруг неожиданно провалилось в яму. Люди проходили мимо, смотрели в яму и говорили: ой, какая беда, ой, какая беда. Счастье попало в яму. Слушай, может, ты свои обязанности выполнишь? Счастье спрашивало: какие?  - Ну, дай мне здоровья. И счастье давало здоровье. Другой просит: дай денег. И счастье давало денег. Еще просит женщина: дай хорошего мужа. Скажу, это большая редкость. Но оно давало хорошего мужа. Еще: дай престижную работу. И счастье давало. И только однажды один человек, проходя мимо, увидел, что счастье валяется в яме. Подошел и спросил: «Счастье, ты сюда угодило?» - «Да». «Слушай, а ты-то чего хочешь,  счастье?». И тогда счастье сказало: «Побыстрее выбраться отсюда». Человек загадал желание, чтобы счастье побыстрее выбралось из ямы. И оно выбралось, потому что человеку была дана возможность  загадать одно желание. Он думал не о машине, не о работе, не о деньгах. Он загадал - пусть счастье выберется из ямы. Оно выбралось. Пошло за человеком. И уже никогда от него не отступало. Вот что такое счастье.

Вот об этом, кстати, евангельская притча: кто  мой ближний? А кому ты нужен - тот и есть твой ближний. Иди и ты поступай также. Кто живет для себя, тот тлеет, Кто живет для других, тот горит. Один из наших поэтов написал стихотворенье: « В чем счастье? В жизненном пути. Куда твой долг велит идти. Врагов не знать. Преград не мерить. Любит, надеяться и верить». Вот, несколько ступенек к счастью - любить, надеяться и верить. Вера - это тот стержень, тот якорь, который нас в любую бурю, в любой жизненной ситуации нас удержит, потому что Бог не обещал безбедного плавания. Но Он всем нам обещал тихую пристань. А это дает не знание. Это дает вера. Ведь без проблем, без болезней, без напраслины, в полном благополучии жизнь наша христианская не проходила ни у подвижников, ни у святых, ни у апостолов. Что далеко ходить? Из 12 учеников христовых, даже из 11, кроме  Иуды, один только своей смертью умер, Иоанн Богослов. А остальные - насильственную кончину приняли. Все ученики Христовы через это прошли.

Надеяться и верить. Верить, что этот путь временный. Ищите Царство  Божие. Все остальное приложится вам. И когда мы себя считаем частью неба, это и делает нас счастливыми. А то мы считаем, что мы - часть  земли, и что вот здесь, сейчас надо обустроиться, все силы отдавая этому.  Как один человек спросил другого: вы в храм входите? - Да нет, мне некогда, работа и дела не позволяют. А вот старец Афонский сказал: «Любить  Бога никакие дела не мешают». Спросил эконома из другого монастыря: « А ты, когда трудишься, ты молишься?» - «Нет, я  утром помолюсь и вечером.  У меня много людей в послушании, в подчинении. И мне некогда молиться ». И он был удивлен. Потому что старец сам был эконом Афонской обители. Огромное количество братии, забот, послушаний. А он был в Боге.

Еще пример. Юноша и девушка пылко любят друг друга. Они едят, спят, работают, заняты своими проблемами. А из головы у них один или другая не выходит. Почему? А это любовь, человеческая любовь. Всем понятный житейский пример. Если ты любишь, то думать о предмете любви ничего не мешает.

- Кто является автором молитвы оптинских старцев? Несколько старцев или кто-то один? И почему она в современных молитвословах, в том числе издаваемых издательством Оптиной Пустыни, печатается в сокращенном виде?

-Точных сведений найти не удалось. Никаких анкетных материалов, сведений, летописных  замечаний нет, в дореволюционных оптинских изданиях она не появлялась. Единственно, что  когда к нам в 90-х годах приехали иммигранты первой, второй и третьей волны, их родственники привезли из Франции оттиск молитвы оптинских старцев, набранной еще на церковнославянском языке. Они  говорили, что впервые за рубежом начали  печать эту молитву. Как раз она и пролила свет на те варианты, которые ходили в разночтениях. Потому что было несколько разных концовок. Тот, о котором идет речь,  был сокращенный вариант: "Научи меня надеяться, верить, терпеть, прощать и любить. Аминь". Но она есть и в расширенном  варианте. Но это уже поздние вставки, Потому что этот привезенный оттиск со старинной типографии, показал, что она была  такой, какой сейчас мы в большинстве случаев ее мы встречаем. Там шесть прошений  в конце - «научи меня верить, терпеть, прощать и любить. Аминь». Это   и есть подлинная, настоящая оптинская молитва. Авторство, пока, к сожалению, не известно. Она полюбилась нам, эта молитва, она отвечает запросам человеческой души. Особенно сейчас, в наши дни потрясений внешних и внутренних, духовных и экономических: «Дай мне, Господи, со спокойной душой встретить все, что принесет настоящий день. Дай мне, Господи, всецело предаться  воле Твоей святой. Какие бы известия я ни получал в течение  дня, помоги мне их принять  со спокойно душой. На все Твоя святая  воля».

После таких служб как Рождественская, Пасхальная, выходит из храма множество народу, у всех лица светятся радостью. Это каждый, я думаю, замечал в своей жизни. Поэтому вот эта радость со Христом, она, наверное, в эти минуты дает человеку быть частью, испытывать чувство счастья.

Есть еще величайший момент богослужения, тот, когда мы становимся причастниками. И опять же  смотрите, какое слово - причастник. То есть, мы приобщимся  к части - чего? Части Христовой, части Вселенской церкви. Ты соединился с Богом в момент святого причащения. Ты стал частью вселенского тела, Церкви. Потому что Церковь  - тело Христово. Через причастие мы соединились все вместе. От единой чаши мы стали  единокровными по Христу, как сказал кто-то один из святых отцов. Почему мы  друг друга называем братьями и сестрами? Потому что  Его кровь течет в нас. И вот это причастие  - еще  один  шаг, еще одна ступенька к этому счастью. Все, казалось бы, перед нами. Все для нас доступно. Только надо жить этой жизнью.

И кстати, недавно был день памяти  святого Иоанна  Кронштадского. Ему говорили: откуда у вас такие дары? Исцеление, помощь, прозорливость. И он отвечал: думаю, из-за того, что я жил в Церкви.

И мы же знаем, что он по мере своих сил и возможностей ежедневно совершал  Божественную литургию. А она тогда была с утреней. В пять-шесть часов утра начиналось богослужение. Он говорил, что очень любил читать каноны на утрене. И Октоих, наполненный догматической мыслью Церкви, предания Церкви, минеи, что соединяло его со святыми, где воспевался их подвиг, их жизнь, их пример. Он говорил: я очень много черпал для своей души и ума. Он был частью вселенской Церкви, ее историей, ее преданием. Он вникал в жизнь святых, черпал из них уроки. У мучеников - свои, у преподобных - свои, у святителей - свои. И находил.

-У меня вопрос. Кругом столько несчастливых людей, каждому хотелось бы помочь, но это нереально. Вот, что-то делаешь - и опускаются руки...

- Похвально, что есть такие христиане, которые хотят всех сделать счастливыми. Это замечательное устроение души. Действительно, оказывается к этому не так много надо. Я недавно на днях читал моего любимого старца, отца Иоанна Крестьянкина. Книга называется "Непознанный мир веры", вышла в издательстве Сретенского монастыря. А раздел, где речь идет о старце, называется "Путь малых добрых дел". Вот, например, он говорит: сказать "здравствуйте, спасибо, благодарю" - доброе дело, стакан холодной воды  подать - доброе дело, промолчать, не ответить на какой-то косой взгляд - доброе дело. Сказать "Господи, помоги ему", - доброе дело. И подытоживает: восхваляю тебя, путь малых Он говорит: не мечтайте о каких-то свершениях, всех накормить, напоить, всем по 1000 рублей раздать. Путь малых добрых дел возможен для каждого - для больного, для старого. Доброе расположение души - уже благое дело. Ну и о том, чтобы не унывать и знать, что даже самая малость, сделанная нами - это и есть то, что мы должны сделать, даже если не можем помочь сразу трем, десяти и прочее. Мы - всего лишь люди, только Бог не ограничен в своем милосердии, в своих возможностях.

Один подвижник задался вопросом, как помочь людям. Видит - кругом столько бедных, страдающих, кому надо крышу поправить, кому-то деньги дать, кого-то на работу устроить. И от этого приходило к нему уныние. И вот однажды идет он по берегу моря, и видит, что недавно здесь прошел шторм. На берегу - масса выброшенной рыбы, медуз, морских звезд, ежей и всякой морской живности. А по берегу ходит маленькая девочка, собирает этих рыб и обратно бросает их в воду. И тогда подвижник подходит к этому ребенку и говорит: что ты делаешь? Ты же всем не поможешь. И она взяла в руки свою морскую звезду и сказала: да, всем я не смогу помочь. Но для этой звезды я сделала все, что могла. И бросила ее в воду. Вот и Бог смотрит на нас, вот что перед нашими глазами, что перед нашими руками, что нам доступно. А получается у нас так: не могу всем помочь, значит, вот и этому надо погодить помогать, надо еще подумать.  То есть делай сегодня и сейчас то,  что ты можешь сделать. А будет то, что Бог даст.

- Сейчас тяжелое положение в стране, в связи с финансовым кризисом. А у многих окружающих людей такая бедность. Что Вы можете посоветовать, как надо разумно относиться и к своей бедности, и к чужому богатству?

- К чужому богатству как относиться? Прежде всего, без зависти. Потому что самое страшное, что есть в жизни людей, это чувство зависти. Завистливый человек никогда ни мира, ни радости, ни счастья в своей жизни не найдет. А о том, что предела человеческой зависти и жадности нет, еще Александр Сергеевич Пушкин рассказал в «Сказке о золотой рыбке». Сначала новое корыто, потом новая изба, потом дворянство. Потом царство. А потом - золотая рыбка, служи мне. Почему? А потому что впереди была цель. Цель и окружающий пример. Хочу этого - получил. Нет, а вот теперь этого. И так до бесконечности.

Многих коснулись эти экономические события. И я задумался: где же внутренняя составляющая, внутренний смысл этих событий? Он должен быть. Потому что за всем этим, стоящим вовне, все-таки стоит человеческая душа. И вдруг нахожу, казалось бы, случайно, но случайного в нашей жизни ничего нет, «Миссионерские письма» святителя Николая Сербского, который говорит нам о кризисе, о потере. О том, что сейчас многих или настигло, или настигнет. И советует, как по-духовному, по-евангельски, по-Божьи отнестись к происходящим вокруг нас событиям. 6-е письмо: разорившемуся купцу, которого все покинули (мы бы сейчас вместо купца поставили банкира или предпринимателя). Вот что он пишет: ты пишешь, что разорился. Друзья тебя покинули. Одни отвернулись, другие насмехаются. Только вера в Бога удерживает тебя от сумасшествия или от злодейства над собой. Ты  пишешь, пропало имение. Но ты не пропал. Если пропала торговля - это не значит, что пропал человек. Богатство не родилось вместе с тобой, оно прилепилось к тебе на жизненном пути, и к концу жизни должно отлепиться от всякого. Однако оно отошло от тебя раньше конца твоей жизни, и это огорчило тебя, хотя именно это стало счастьем для многих, ибо лишившись тленного земного богатства, они имели достаточно времени, чтобы обогатить душу Богом. Потрясающие слова! «Имели достаточно времени обогатить душу Богом». Вот, в Писании сказано: не житницу умножать, а в Бога богатеть.

Ты пишешь, что честно работал. За честность обещана вечная награда, а не временная. Честным трудом можно разбогатеть, а можно и обнищать. Но как богатство не возвышает человека, так же и бедность не унижает его. Кто думает иначе, тот не в христианской вере живет, а в язычестве, для которого цена человека равна содержимому его кошелька. Христос для того и взошел на Голгофу и дал распять себя, чтобы упразднить это варварское мерило и установить новое, духовное и нравственное. По Христовой мере то, что составляет вечную ценность человека, не пребывает с богатством и не убывает с бедностью. Но приливы и отливы этой вечной ценности, которая не сходит с телом в могилу, зависят от силы любви человека к заповедям Божьим. Благо тебе, что держишься ты веры Христовой. И она поддержит тебя в эти тяжкие дни, которые растают, как туман. Вот держит человек в руке палку, а палка поддерживает его при спуске с крутой горы. Одни люди носят палку для красоты, другие - как помощь в трудном пути. Вера в Бога украшает человека и помогает ему. Пока ты был богат, она была твоим украшением. Теперь она служит тебе поддержкой Светлее лик ее, когда она служит и помогает, нежели когда просто украшает. Говоришь, что боишься сойти с ума? Не бойся. Не многие сошли с ума от бедности. Больше обезумевших  от богатства. О злодействе над собой пишешь? Не о самоубийстве ли думаешь? Вот будет-то пир дьяволу, если так поступишь. Значит, не Божьей воле последуешь, а дьявольской. Веревка на шее - и потеряна жизнь вечная. Действительно, в неожиданной перемене твоей жизни ничто не может поддержать тебя, кроме веры в Бога живаго, дарующего и взыскующего, испытывающего нашу веру и любовь. Безбожники падают с иуды и вешаются. А мужественные души, с крепкой верой, восходят на Голгофу, чтобы испить чашу горькую и воскреснуть. Господь да поможет тебе.

Я думаю, что как ответил Святитель некогда человеку, с которым себя сейчас могут сравнить многие - этот ответ и сильный, и лаконичный, и исчерпывающий. Напоминаю: это письмо 6-е в «Миссионерских письмах» святителя Николая Сербского.

-Как Вы относитесь к такому толкованию счастья, о котором мне пришлось читать, что счастливый человек - это тот, кто со смирением и радостью принимает любую свою участь в жизни?

- С этим можно только согласиться. Вот как раз мы об этом и говорили, что радость - синоним счастья. Еще добавил бы - с верою. Потому что вера есть доверие любящему Отцу нашему, Богу.

Я узнал недавно, что кризис на китайском языке обозначается двумя иероглифами - «потеря» и «возможность». А проверить это не представлялось возможным, потому что китайцев на приходе нет. Думаю, ну как же узнать - так это или нет, потому что очень глубокая мысль. И вдруг на всенощном бдении подходит на помазание наша прихожанка, которая преподает японский язык. И я у нее спрашиваю: Елена, а как звучит слово кризис и как переводится это слово на японском языке? Она задумалась - вопрос был неожиданным - и ответила: двумя иероглифами. - А какими? - Опасность и возможность. Оказывается, то, что происходит сейчас, может стать возможностью, и об этом пишет святитель Сербский, обогатить свою душу Богом. Когда ребенка бросают в воду, для него это кризис, опасность. Но если он начнет, поддерживаемый материнской или отцовской рукой, барахтаться и выплывать, он может научиться плавать, это для него станет возможностью. Женщина, когда рожает - для нее это кризис, потому что разные случаи бывают. Но он может стать возможностью новой жизни. Человек сдает экзамен. Для него это кризис, опасность. Почему? Двойку получил - и все, тебя не перевели. А может стать возможностью. И вот этими кризисами - с одной стороны опасностью, с другой стороны возможностью - полна вся наша жизнь. И каждая ситуация может стать ступенькой, если правильно этим воспользоваться. Может стать возможностью возрастания.

 Во всяком случае, не надо до бесконечности драматизировать. То есть, фантазии - а что будет? А вдруг вот это, а вдруг это, а вдруг это? И мне вот сейчас вспомнился пример, старец Амвросий рассказывал. Ну, может быть, провидя нашу беседу. Собрались девушки в одной избе. Лучина горит, прядут пряжу, поют песни, или кто-то что-то читает. Крестьянская идиллия. Зимний вечер, может быть, даже предрождественский. И вдруг то ли кошка, то ли кто-то пробежал. И - бац! Падает полено с печки, попадает по деревянному ведру, отбивает у него ручку и чуть ли не разбивает ведро. Одна перекрестилась и говорит: Ох, слава тебе, Господи, что я не замужем, что у меня нет сыночка Сереженьки. А то бы он сейчас здесь лежал бы, и ему этим бревном ну точно бы по голове попало и убило бы. И вот старец Амвросий приводит этот пример безумной фантазии. Ну, зачем же из какого-то простого падения бревна выводить, что будет дальше? Есть какой-то факт - так и прими его таким, какой он есть, без накручивания. Потому что наша беда состоит в том, что мы очень и очень много накручиваем. Из-за того, что нет доверия к Богу и нет молитвенного духовного состояния.

Вот, вспомнилась история, которая может прокомментировать наш сегодняшний разговор. Однажды профессор приходит в аудиторию, наливает из графина стакан воды, поднял его вверх и говорит: что будет, если я буду держать этот стакан десять минут? Студенты говорят: У вас заболит рука. - А если 20 минут? - У вас заболят мышцы. - А если я буду держать полчаса? - У вас онемеет рука. - А если буду держать час? - Ну, если будете держать час - у вас вообще мышцы спины может сковать, и быть уже спазм и напряжение всех мышцы, и будет не очень-то все это приятно и здорово. Он опустил стакан, обратно поставил его на кафедру и говорит: дети очень наблюдательны и сказали совершенно правильно, что будет с тем, если этот стакан держать на вытянутой руке очень долго. Поэтому, говорит он, вот так и наши жизненные проблемы. Мы не можем обойтись без них, и мы должны держать в голове то короткое время, которое они заслуживают. Но если мы будем держать их в голове постоянно, то сначала заболит голова, потом заболит душа, а потом может сковать всего человека, что он потом не сможет и вообще двинуться с места, если будет постоянно держать проблемы в своей голове. И мы бы вслед за профессором могли бы сказать: довериться Богу, передать ему проблему. Имя же веси судьбами управи, Господи. Возверзи на Господа печаль твою, и той тя препитает. Не видел семя праведного, просящего хлеба. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и много милостив. Благ Господь боящимся его. Поэтому, когда мы с молитвой, когда мы с Псалтирью, когда мы со Священным писанием - все это дает силу, подкрепление. Вот телефон лежит передо мной. Но телефон надо постоянно заряжать, аккумулятор же имеет свойство бесконечно разряжаться. Так и нашу душу надо заряжать. Идет ее духовная разрядка -  а мы ее подзаряжаем в момент богослужения. В момент утренних и вечерних молитв. Когда мы с Евангелием, когда мы, вот сейчас, во время Рождественского поста, за чтением Псалтири. Это все укрепляет душу. Это ее питание. А без питания душа может превратиться в духовного дистрофика.

Есть такое замечательное явление. Мои духовные друзья и духовные чада присылают так называемые духовные телеграммы с помощью СМС-ок. Мы людей поддерживаем, но приятно, и радостно, и отрадно, когда овцы сами поддерживают пастырей в этом нелегком жизненном пастырском пути. Приятно, когда они считают, что надо быть частью общего духовного делания. И вот совершенно неожиданно пришла эта духовная телеграмма в подтверждение о хлебе, котором мы говорим. СМС-ка эта звучит так: молитва - это хлеб души, которым мы питаемся сами и питаем других. Этот благословенный хлеб никогда не кончается. Вот он тот хлеб, о котором мы просим день и ночь. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Которым питаемся мы сами и которым мы питаем других. Вот это верное направление во время нашего сейчас кризиса, который может стать опасностью и который для многих может стать возможностью. А может стать возможностью тогда, когда мы будем его преодолевать с верой, с молитвой и с упованием на милующую десницу Божию.

- Батюшка, нас просят помолиться о упокоении новопреставленной отроковицы Анастасии, новопреставленной Юлии. И о здравии рабов Божьих: болящего Андрея, Александра, Леонида, Ольги, Игоря, Сергия, непраздной Ирины. О здравии отроковицы Анастасии, поздравляем ее с Днем ангела, и отрока Иоанна.

- В нынешний момент очень важна взаимная помощь. Чтобы мы понимали, что можем выжить только вместе, не только выжить, но иметь достойную жизнь. Только вместе, как семья, как община, сильным помогая слабым. Друг друга тяготы носить, и так исполнить закон Христов: вы, сильные, должны носить немощи слабого, говорит апостол Павел, и не себе угождать. В продолжение этого вопроса, который нам задали, как помочь всем. Вот, мы видим людей нуждающихся, которые в метро стоят, просят, в общественном транспорте. Вроде бы всем хочется помочь, но возможности такой нет. Вот есть какая-то малая монета, которая оказалась в кармане…. Но однажды такой вопрос задали одному из духовников Троице-Сергиевой Лавры. И он говорит: подавай, по возможности, всем, чтобы не пропустить Христа. Пусть среди этих людей не все будут на самом деле нуждающиеся. И вот так будем относиться  к тем людям, которым, может быть, еще хуже нас. Нашу беседу закончу стихотворением о счастье, с которого мы начали:

«В чем счастье? В жизненном пути. Куда твой долг велит идти. Врагов не знать, преград не мерить, любить, надеяться и верить».

Мира, радости, счастья желаю вам, дорогие братья и сестры. Аминь.

 

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]