Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. Что делать?

16.03.2018 10:43

Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. Что делать?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/02/24/21-00.html

- «Если не сократились бы те дни, то не спаслась бы никакая плоть». Вопрос: если душа важнее, то зачем тогда спасать плоть? Или здесь неточность перевода? Или иной смысл?

прот. Дмитрий Смирнов: - Человек – трехсоставное существо. Дух, душа и тело. Когда мы в Писании встречаем слово «плоть» - под этим имеется в виду живой человек. Потому что только живой человек во плоти имеет возможность заниматься спасением своей души: молиться Богу, познавать Спасителя, приближаться к Нему. Поэтому здесь речь идет просто о живом человеке, который живет на земле.

прот. Александр Березовский: - Батюшка, а почему именно «не спаслась бы никакая плоть», если спасает все равно Господь?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Спасает Господь, но есть такое явление ты, конечно, его встречал: синергия. Спасение может быть только при помощи самого человека. Поэтому если он не помогает своему спасению, а плывет по воле волн - он приплывет совсем не туда, куда хотел бы Отец Небесный.

- У меня вопрос по Евангелию от Матфея, глава 27, строки 51-53: «И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим». Можете объяснить, а кто воскрес и как?

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело вот в чем. В Церкви известно предание о том, что Господь спускался во ад и проповедовал там Свое Воскресение. И вот это совпало с землетрясением, которое было в Иерусалиме, и, может быть, и в других местах, но у нас об этом нет сведений. И когда расселись камни - обнаружилось воскресение многих людей, их узнали жители Иерусалима. Многие, сказано, из святых восстали. Дело вот в чем. Согласно Ветхозаветному преданию, душа каждого человека, который умирал, независимо от того, праведник он или грешник - поступала в Шеол. Это еврейское название ада. И, конечно, в Шелле были разные места. И было место, которое именовалось лоно Авраама. То – есть, святые в аду, но они пребывают на лоне с праотцем Авраамом. Которому Господь вменил его веру в праведность. И вот, в момент Распятия Христова, ветхозаветные праведники воскресли и явились тем жителям Иерусалима, о которых свидетельствует Евангелие. И на древних иконах XVI века и ранее изображается Воскресение Христово как Сошествие Его во ад. И там видно, как расселись камни, и Господь вывел Адама, Еву и всех ветхозаветных праведников из жерла ада. Поэтому Воскресение Христово всегда связано с воскресением праведников.

прот. Александр Березовский: - В притче о мытаре и фарисее сказано, что «аще кто и из мертвых придет, не покаются» - тогда каков был смысл явления праведников по Воскресении Христа?

прот. Дмитрий Смирнов: - А смысл - Он не только Учитель. Просто все ветхозаветные праведники жили ожиданием приходящего Мессии. И вот Он пришел. Пришел и объявил.

прот. Александр Березовский: - А их явление людям в городе – «явились многим»?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Многим. Но по данной притче, это не произвело на них никакого впечатления.

прот. Александр Березовский: - То- есть это была от Господа милость живущим, что, может быть, этим вразумятся…

прот. Дмитрий Смирнов: - Но эта милость вторична. Господь спустился во ад, чтобы их вывести из ада преисподней. И они переместились в то, что у нас именуется раем.

прот. Александр Березовский: - Я имею в виду милость к живущим…

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. В каждом деянии Господнем всегда есть милость. Просто не все прочитывают этот язык. Вот сегодня ко мне парень пришел, болящий. Говорит: «Меня Бог наказал, я пришел на исповедь каяться». Видишь, как правильно понимает! Молодой парень.

прот. Александр Березовский: - Дал наказ…

Можно ли использовать дары Мертвого моря - лекарства, мази, кремы? Ведь туда впадает Иордан, а это река освященная.

- А почему нельзя-то? Странный вопрос. На здоровье, используйте.

- Как объяснить неверующему человеку, зачем нужен пост?

прот. Дмитрий Смирнов: - А зачем неверующему человеку это объяснять? Как человеку, который не интересуется спортом, объяснять: зачем существует футбол? Как человеку, который всю жизнь играет в домино, объяснять, зачем нужны шахматы? Это как-то очень странно.

прот. Александр Березовский: - Опять из сферы: хочется людей подтянуть к своей вере.

прот. Дмитрий Смирнов: - Не надо никого подтягивать.

прот. Александр Березовский: - Людям свойственно делиться той радостью, которая их переполняет.

прот. Дмитрий Смирнов: - Свойственно. Но это не всегда полезно. По моему 50-летнему наблюдению это перетягивание производит противоположный результат.

прот. Александр Березовский: - Но если поделиться радостью и как бы заразить человека этой радостью - разве он не возжелает?

прот. Дмитрий Смирнов: - К сожалению, немощь человеческая вызывает раздражение к говорящему. И возникает противоположный эффект.

прот. Александр Березовский: - То - есть, ты испытываешь радость, потому что у тебя есть к этому расположенность, а у него нет?

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Самое трудное – это оставить человека в покое.

прот. Александр Березовский: - Многие видят вот в этом грех. Это что ж – равнодушие что ли?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, хорошо. Почему обязательно равнодушие? Ведь никто же не запрещает молиться о человеке, оказывать ему всяческую любовь. Но не надо помимо воли Божией настаивать на своей. Всему свое время.

- Испытываю неприязнь к настоятелю. Любые противоречия, даже в бытовых вопросах или касающихся политических взглядов, воспринимается им как дерзость. При этом приходится близко общаться. Храм сельский, я выполняю послушание на клиросе и алтарничаю. Невольно приходят помыслы осуждения. Молюсь об избавлении от этого греха, но любой укор, раздражение со стороны настоятеля рождает ответное раздражение. Как быть?

прот. Дмитрий Смирнов: - Тут проще, чем гречневая каша. Есть только два пути: первый – переехать в другое место, где другой храм, или купить быстрый автомобиль. А второй – смириться. Этот путь более тяжелый. Понимать надо, что ты служишь не настоятелю, ты служишь Господу и Его Церкви. Я знаю немало людей, которые оказались в трудных обстоятельствах, в разных учреждениях - но очень преуспели. В терпении, в послушании, в неосуждении. Стали добрыми, кроткими людьми. Другой и за 10 лет в пещере такого не достиг бы. Но это, конечно, труднее.

прот. Александр Березовский: - Как один человек говорит: «Придирается на каждом шагу».

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну и пусть. Надо это использовать как упражнение.

- Мне часто снятся тяжелые сны, особенно в пост. И когда встаешь, то как молиться? Что читать? Пост идет, дальше - а плохие сны все повторяются. Что делать? Я встаю и читаю Евангелие.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и на здоровье. Не обязательно читать, можно просто помолиться Богу: Господи, избавь Ты меня от этих сновидений. И все. И просить неотступно, как одна вдова просила судию, как в притче сказано: неотступно. И Господь со временем помилует. Потому что если постоянные сны, то это ясно, что это нападение диавола, который хочет, чтобы вы не постились. Поэтому нужно твердо держаться своего и просить помощи Божией.

прот. Александр Березовский: - Одна женщина каялась. Говорит: «Ужасные сны снятся. Это что? Грехи мои так проявляются в этих снах? Господь мне показывает мою душу?»

прот. Дмитрий Смирнов: - Это надо с человеком побеседовать о его жизни, о его детстве. Посмотреть на него. Так вот заочно трудно сказать. Потому что здесь могут быть 5-6 причин.

прот. Александр Березовский: - Но это некое состояние души эти сны. Или психики. Что это такое?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, психика – это и есть душа. Так что…

прот. Александр Березовский: - Плюс еще нервная система…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, все, много. Тут, может быть, и состояние сосудов, особенно головного мозга. Нужно холтер, монитор повесить, посмотреть, как с давлением у человека в разные периоды суток. Может быть, это попадает на время после двух часов ночи? И у человека это отражается. Сосуды сжимаются, и возникает некий кошмар в преддверии того, что человек проснется. Снятся последние минуты перед пробуждением. Это, может, какая-то спазма. Все можно исследовать.

прот. Александр Березовский: - Но можно рассматривать это как указание от Господа, на какие-то грехи свои?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, это очень смело. Тут можно ошибиться.

прот. Александр Березовский: - А призыв от Господа во сне может быть к человеку?

прот. Дмитрий Смирнов: - От Господа все может быть. Но от Господа все понятно.

прот. Александр Березовский: - Снится умерший родственник и просит помощи.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, родственник же – не крокодил нильский. Я понимаю, нильский крокодил – вот ужас. А так, родственник… Проснулся, прочел «Со духи праведных скончавшихся», «Боже духов и всякия плоти», пропел «Со святыми упокой». Если ты пенсионер – съезди на кладбище, на могилке постой, спой вечную память. Ну, чего, Господи помилуй?

- Скажите, пожалуйста, как пройти на небо?

прот. Дмитрий Смирнов: - Да нет ничего проще – ворота открыты. Они, правда, не широкие, но любой самый толстый человек спокойно проходит. В крайнем случае – бочком. Они вообще никогда не закрываются. Закроются уже только в пришествие второе Христа, Господа нашего и Спасителя. Поэтому не волнуйтесь, все открыто. А в Евангелии написано как туда дойти. Все заповеди Господни надо воспринимать как ступени. Потому что тропа туда состоит из ступеней. Так что Бог вам в помощь.

прот. Александр Березовский: - Но сказано, что немногие достигают его.

прот. Дмитрий Смирнов: - Немногие. Да.

прот. Александр Березовский: - Раз она отверста, эта дверь, то почему она не прельщает людей?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, дело в том, что каждый человек делает то, что хочет. А не все хотят.

прот. Александр Березовский: - То -есть, есть более интересные вещи…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, для кого как. Вот, у меня был приятель в институте, он меня попросил, я тогда тоже миссионерскую деятельность вел. Он мне говорит: «А ты мне можешь дать Евангелие почитать?» Я ему дал. Он прочел. Я говорю: «Ну как?» Он говорит: «Хорошая книга, но не для меня». Говорю: «А почему?» - «Ну, если так жить, то тебя затопчут». Ну, вот, мы и сейчас с ним встречаемся. Ни его не затоптали, ни меня. Ну, он, наверное, и забыл этот диалог, а я помню.

прот. Александр Березовский: - То- есть, он остался при своем убеждении?

прот. Дмитрий Смирнов: - Нет. Он дрейфовал в сторону Церкви, ну, очень положительно. Не стал он, конечно, воцерковленным человеком, но абсолютно верует в Бога.

прот. Александр Березовский: - Как укрепить дух?

прот. Дмитрий Смирнов: - Это не в нашей власти. Но дух вообще-то укрепляется тем, что человек твердо старается следовать нашей христианской вере. Каждая маленькая победа над собой приближает к цели. Пост считается самой простой ступенью. Это и есть путь к укреплению духа.

прот. Александр Березовский: - Тогда вопрос: как поститься, чтобы дух укреплялся? Просто не есть чего-то? Наверное, этого маловато.

прот. Дмитрий Смирнов: - Это надо найти человека, священника, который будет с вами заниматься. И он вас поставит на эти рельсы. По радио делать это невозможно.

прот. Александр Березовский: - Если мать отреклась от ребенка – ее все равно нужно почитать?

прот. Дмитрий Смирнов: - По-разному. Почитать мать родившую, потрудившуюся –это обязательно. Но все-таки мать - это больше. Как русский народ наш великий говорит: Мать та, которая воспитала. Но женщину, которая тебе дала жизнь - как ее не почитать? Неплохо за нее и молиться, даже если она свое предначертание не выполнила по каким-то причинам.

прот. Александр Березовский: - Но почтение должно быть к той, которая взяла на себя обязанности матери и понесла их!

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, она, собственно, и есть мать. Ее подвиг больше.

прот. Александр Березовский: - Хотя все равно человек всю жизнь помнит ту, которая родила...

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, по-всякому бывает.

- Мы с мужем венчаны, у нас ребенок. Муж начал переписываться с другими женщинами, ко мне стал очень плохо относиться. Часто выпивает, оскорбляет, сейчас живем, как чужие люди. Я очень устала и не знаю, что делать. Надо ли все это терпеть? Или по уставу Церкви можно развестись?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, тут можно и так и так. Но если брак практически разрушен - непонятно, во имя чего его продолжать. Попробуйте с ним поговорить. Просто развод – это вещь хлопотная. Надо как-то делить жилье, потом смотря, какого возраста дети. Тут разные вещи. Это непросто. Но для начала нужно поговорить. Сказать: «Так и так, я вижу, что я для тебя не интересна…»

прот. Александр Березовский: - В чем причина с твоей стороны?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Может, мне надо что-то исправить? Так по-хорошему и по-деловому.

- В Евангелии в двух местах есть такое место. Ну, в частности, о рабе, который поступил жестоко, что он будет там отправлен в темницу. Дословно не помню, но пока не отдаст всего долга. Я не понимаю, что это такое и является ли это для католиков основанием насчет Чистилища. Не дураки же они, откуда-то они это взяли, опираясь на Евангелие?

прот. Дмитрий Смирнов: - Дело в том, что западный образ мышления в большей степени рациональный, поэтому западные богословы искали объяснения. Но и тут, естественно, возникла промежуточная форма этого явления. Потом большое влияние оказал Данте Алигьери своей «Божественной комедией». Сейчас говорят, выйдет новый перевод Данте, прямо подстрочник. Интересно почитать, как это там будет переводиться. Может быть, не совсем так. Ну, посмотрим.

прот. Александр Березовский: - Ну, вообще человеку свойственно со своей точки зрения

видеть некоторые вещи в Священном Писании…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Особенно когда цитируют Священное Писание и приговаривают: «Я, правда, не помню». Как наша предыдущая слушательница - она не помнит. Но очень интересуется, как там у католиков.

прот. Александр Березовский: - А вообще интересно вот что. Даже неверующие люди обращаются к авторитету Священного писания. К Библии, Евангелию. Цитируют в некоторых своих ситуациях.

прот. Дмитрий Смирнов: - Журналисты очень любят. Иногда такую чушь несут…

прот. Александр Березовский: - Но цитируют вроде верно. А дальше уже…

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да.

прот. Александр Березовский: - Некое толкование.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да, и смысл нарушается, и понимание самой фабулы. То есть слышат отдельные слова про засохшую смоковницу, например. И начинают интерпретировать по русской пословице: Слышал звон, да не знает, где он. Но зато порассуждать для того, чтобы как-то украсить свое рассуждение – это пожалуйста. А ничего, кроме того, как Петр I говорил, что обнаруживается дурь каждого. Ну, что делать – бывает….

прот. Александр Березовский: - Не секрет, что очень часто в нормальном состоянии человек не слышит Бога. Но какая-то беда, болезнь, искушение поворачивают человека на эту стезю.

прот. Дмитрий Смирнов: - А куда? Раньше хоть партком был. А сейчас парткома нет. Куда-то человеку надо же приткнуться! Особенно, если человек никогда не занимался воспитанием детей и не находит в них ответа. Много приходят женщин, не старых, но в годах, и жалуются на детей. Что используют только как бесплатную рабочую силу, чтобы сидеть с детьми. Вместо того, чтобы 30.000-40.000 платить няне, они нанимают свою мамашу бесплатно. Она должна в магазин сходить, ребенку приготовить, накормить его, потом с ним погулять. А в это время дочка себе на итальянские сапоги зарабатывает, еще на что-то, машину ей надо обновить. Ну, много всяких задач. Потому что мама так воспитала. А мама еще с пенсии должна помогать. Надо помогать, потому что они же инвалиды. Но не понимают, что они - инвалиды нравственные. Тут должно быть наоборот: мамочке обеспечить покой, заботу, лечение, отдых, любовь. Но вот, к сожалению, в нашем мире наоборот. Поэтому складываются такие парадоксальные ситуации. Мы человечество наоборот.

прот. Александр Березовский: - Если человек реагирует только на такие удары, то почему Господь так долго терпит порой?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, представь себе, ребенок что-то делает не так. И если сразу браться за палку – то это псих будет. Всегда сначала увещевают, потом Господь же не то, что нервный человек. Он старается из своей любви. А когда видит, что все исчерпано - ну, немножко можно и кнута.

прот. Александр Березовский: - Да. Все-таки в меру. Очень в меру.

прот. Дмитрий Смирнов: - Конечно. Господь очень любит нас.

прот. Александр Березовский: - Это мы порой прямо с жестокостью относимся к своим детям, когда в гневе.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да разве только к детям? Вообще ко всем.

прот. Александр Березовский: - Вы помянули бабушек, которые бесплатными сиделками работают. А ведь молодые обижаются, если мама отказывается посидеть, приехать.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Потому что воспринимают родную мать как вьючное животное. Я вот знаю одну женщину, которой уже за 80, и она своему сыночку супчики возит на другой конец Москвы. А он еще очень любит водочку. Я уж не знаю, возит ли она водочку. Но, во всяком случае, как-то это не очень. Я понимаю, что она пенсионерка, может небольшой грузик на метро отвезти. Такая вот любовь. Но с его стороны это как-то это не очень прилично.

прот. Александр Березовский: - Одна женщина пришла, говорит: «Дочь хочет, чтобы я оставила работу и сидела с внуками. Я ей отказала, сказала, что еще не старая женщина и вполне могу работать. Обиделась, в дом не пускает».

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, и отлично. Скажи: «Я тебя лишаю наследства. Ничего не получишь от меня. Обиделась? Оставайся со своей обидой. Это все твое наследство - твоя обида. Ты вместо того, чтобы матери обеспечить покой, уважение, лечение и курорты, ты вот так относишься? Я тебе что-нибудь должна? Я все выполнила: зачала, выносила, выкормила. Воспитала, образование дала – все терпела. А сколько ты безобразничала в детстве, сколько нервов я на тебя потратила - и теперь опять ишачить? А мне скоро умирать. Другое дело - если мне самой в охотку». А не вот так: давай, да еще через обиду. Это говорит о чем? Что воспитание в корне неверно. Просто эта мама воспитала очень плохого человека. И вот сейчас она, дочка, подумает, и, может, исправится немножко, поостынет в своей дурацкой обиде. Это же мама! Я даже не представляю….. У меня мама умерла уже двадцать лет назад - я до сих пор скучаю.

- Можно ли писать записку о упокоении усопших, которые никогда не ходили в Церковь и умерли без исповеди и причастия? Как правильно? Тут мнения разделяются.

прот. Дмитрий Смирнов: - Можно.

прот. Александр Березовский: - То есть главное условие - что человек крещен?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Остальное - не наше дело.

прот. Александр Березовский: - Но крестили-то человека в детстве…

прот. Дмитрий Смирнов: - А потом? Допустим, человек не крещен, на Литургии мы его не поминаем. Но на панихиде – можно, что тут такого? Я вот хочу помолиться за своего приятеля, некрещеного татарина. Был у меня очень уважаемый мною татарин, мула, и он умер. Ну, его убили, сказать конкретно. И я за него молился. И сейчас, когда вспомню - то молюсь за него. А чего тут такого? Где это написано, что я не могу помолиться за татарина? Это какие-то вредоносные бабки придумывают.

прот. Александр Березовский: - Нет. На домашней молитве мы можем молиться…

прот. Дмитрий Смирнов: - Так и на церковной тоже. Я пришел в Церковь и помолюсь. На Литургии не поминаю – он не член нашей Церкви, но я и Папу римского не поминаю. Ну, так и что?

прот. Александр Березовский: - Боятся согрешить…

прот. Дмитрий Смирнов: - Да? Тогда добрее надо быть. А то согрешишь еще хуже.

прот. Александр Березовский: - Вот интересно. Да.

прот. Дмитрий Смирнов: - Находят же люди причины, чтобы вообще не делать никакого добра, даже такого, которое тебе ничего не стоит…..

прот. Александр Березовский: - Запуганы. Суевериями запуганы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, так, а я причем? Я, что ли, их распространял?

прот. Александр Березовский: - А суеверия такие мощные! Они так держат людей.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Потому что они работают на страхе. А у человека животный страх и перед смертью, и перед Богом. Потому что они Бога не знают. Что Бог-то добр. Им Евангелие читаешь – они не понимают, что Христос на крест взошел из-за любви. А не для того, чтобы там карать кого-то. Психология садистская у людей.

прот. Александр Березовский: - Психология такая– люди видят, как друг к другу относятся.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, люди разные. Есть люди добрые, есть люди - садисты. Так и внучков учат – не надо, Бог накажет.

прот. Александр Березовский: - Ну, да. С детства Богом пугают.

прот. Дмитрий Смирнов: - Богом пугают, как - не будем дальше распространяться.

прот. Александр Березовский: - И как изменить ситуацию?

прот. Дмитрий Смирнов: - Только просвещением.

прот. Александр Березовский: - Только если вот людям говорить, говорить.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, да. Говорить, объяснять все. Все-таки у нас духовенство пользуется пиететом у народа. Вот если перестанут вопросы задавать - я не буду больше приходить. А если будут задавать - так буду еще отвечать, пока силы есть.

прот. Александр Березовский: - Некоторые люди говорят: «Ну, у меня глупый вопрос. Мне стыдно его батюшке задать, хотя мучает». Вот как: задавать?

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, пойди в любой приход, как вспомнишь свой вопрос. На любой станции метро выйди – и сразу в церковь. И подойди. Выходов полно. В Москве тысяча священников, на всех хватит. Так можно и у диакона спросить. У нас диакона - очень образованный народ.

прот. Александр Березовский: - У людей в основном житейские вопросы.

прот. Дмитрий Смирнов: - Ну, житейские - в ЖЭК.

прот. Александр Березовский: - Там как раз по этому делу.

прот. Дмитрий Смирнов: - Да. Все там объяснят. Всего доброго.

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]