Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Прот. Александр Салтыков, Прот. Олег Стеняев, Игумен Мелхиседек, Владимир Николаевич Осипов, Лина Мкртчян и другие о выставке «Двоесловие-Диалог».

17.06.2010 00:00

Архимандрит Мелхиседек (Артюхин)

Прот. Александр Салтыков: -Я думаю, что мы должны нести молодежи через искусство, как и через все прочие формы жизни, самые главные христианские понятия. Что значит «диалог»? У нас был диалог с язычеством, есть диалог с обществом - он всегда идет, он вечный. Это не значит, что постулаты нехристианской философии мы должны принимать наравне с христианскими постулатами, христианским пониманием мировой жизни. Мы можем только констатировать, что они есть, но не ставить их на один уровень. Это относится и к любому искусству. В искусстве, которое мы понимаем как христианское, есть определенное отношение к высшему началу, именуемому Богом. Вот это отношение к высшему началу, именуемому Богом, по-разному выражается в христианских и в нехристианских религиях. Мы не можем нехристианское отношение к некоему Абсолюту называть христианским отношением к Ведомому Богу - это будет ложью. Поэтому присутствие тематики, которая заимствована из Библии, но трактуется в категориях, далеких от христианских, мы принять не можем. И можно даже сказать, что нас здесь не устраивает. Дело в том, что христианское отношение к понятию Бога предполагает сформированное Священным Писанием благочестие и благоговение. Молодежь любит порезвиться - это вполне понятно. Но Церковь, которая является Матерью для верующих, она должна помнить о том, что она мать. Она должна на это указывать, а вовсе не участвовать в каких-то акциях, которые недостойны человеческого отношения к Богу. На это мы должны обращать внимание. Если мы не видим в произведениях искусства на религиозную тематику такого благочестия и того благоговения, которое сформировано Церквью, то мы не можем принимать такое искусство. Более того, мы должны заявить, что оно вредное и даже демоническое.

И наконец, что такое искусство? Искусство, несомненно - это образ и подобие человека, которое обратным путем влияет на человека. Так вот, если в человеке есть гармония внутренняя, то он эту гармонию, конечно, выносит на холст, на изобразительную поверхность. А если в нем не гармония, а что-то такое судорожное, беспокойное, мучительное, что-то больное  - то это нарушает гармонию. Мне скажут что я односторонне понимаю гармонию - прекрасно давайте остановимся на вопросе о гармонии и докажем, что гармония здесь присутствует. Гармония связана с понятием Абсолюта. Нет гармонии вне Бога. Однако Божественную гармонию мы должны принимать тоже через благочестие и благоговение. Таким образом религиозное и художественное будет связано. Вот этому мы должны учить молодежь, а не идти по пути какого-то видимого признания равноправия каких-то изобразительных приемов, не связанных ни с глубиной религии, ни с глубиной гармонии - это попахивает пиаром.

Протоиерей Олег Стеняев: - Если говорить о подлинном христианском искусстве, то оно носит литургический характер, не отрывается от Богослужения, а является его частью. Поэтому тут осуществляется как бы профанация христианского искусства, даже на уровне диалога между церковью и миром. Мы рискуем опуститься на уровень мира и потом так и не подняться назад. Некоторые считают, что людей, которые полагают, что если они приблизятся к мирским, будут говорить на их языке - то потом они смогут вытащить людей на свой уровень. Так вот не всегда это получается! У нас есть те формы, с помощью которых мы можем донести до людей свидетельство о нашей вере. Это прежде всего православная икона. Икона-это образ, канон, который должен являться примером для человека, который предлагает бесстрастную реальность. Здесь человеческая страстность, человеческая фантазия и галлюцинации  - отключены. И исток каждой иконы - явление Христа или Божьей Матери, или других святых. А то, что являет нам мир - это зраки ада, образы адской страстности, и, когда мы впускаем в церковный придел эту страстность мира  - существует некая опасность, что мы не сможем этот дух потом изгнать.  Когда нам предлагают какие-то символические действия, фотографические коллажи - я просматривал то, что представлено  на этой выставке, это, конечно, шокирует и не понятно, диалог ли это. Может быть, со стороны мира это попытка докричаться до Церкви, но со стороны Церкви это нисхождение в какие-то дебри. Для христиан, которые решили таким путем выстроить отношения с людьми мира – это небезопасно.

Организатор «Движения народной защиты» Владимир Сергеев: Подходит к концу долго тянувшийся суд по делу о выставке «Запретное искусство  - 2006». Два года с небольшим длится это противостояние, когда с одной стороны либералы, а с другой стороны мы - православные люди, отстаиваем свои позиции. Напомним, в 2007 году проходила выставка в Сахаровском центре под названием «Запретное искусство -  2006».

На этой выставке были выставлены работы, грубо нарушающие права верующих - кощунственные изображения Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и другие. После этого мы подали в суд, и по нашему заявлению было возбуждено уголовное дело по ст. 282. На данный момент завершены все предварительные слушания. Сначала выступали свидетели с нашей стороны, потом выступали свидетели со стороны либералов. Все они в один голос заявляли, что их эта выставка ничуть не оскорбила, и только, как они выражаются, кучка мракобесов возбудила это уголовное дело. Как вы понимаете, вопрос стоит совершенно в другом. В этом суде противостояние двух сил: с одной стороны  - православные люди, а с другой стороны  - сатанисты, которые постоянно борются с Церковью. Эта борьба началась с 1917 года и продолжается по нынешнее время. Очень обидно, что как раз уже перед окончанием этого судебного расследования нам стало известно, что в храме святой мученицы Татьяны устроили выставку, где так же было представлено актуальное искусство и многие эти работы точно так же повторяют концепции прошедших выставок. Нынешняя выставка, которая проходит в здании церкви - это удар нам в спину, и понятно, что такие люди, как Марат Гельман, Ерофеев, Самодуров и другие сейчас радуются. Они говорят: вот видите, есть среди вас, православных, даже священники, которые нас понимают, а вы кучка мракобесов, сектанты, люди с ограниченной умственной способностью или нервнобольные. Дело в суде о Запретном искусстве идет к завершению, а нынешняя выставка - как раз веский аргумент в пользу наших противников.

 

Глава союза «Христианское Возрождение» Владимир Николаевич Осипов:

 - Так называемое современное искусство - это детище 20 века. Разного рода модернизм, беспредметный абстракционизм - это сознательное искажение Божьего мира. В своем развитии современное искусство, разрушая Божий мир, вечные ценности, духовность, превращается уже в сатанинское искусство. Как сказал наш замечательный художник И. Глазунов-модернизм  - это искусство больных людей. Эти духовно больные люди с яростью нападали на христианство и церковь, например, в Доме Сахарова на выставке «Осторожно, религия!» И вот теперь те же самые приверженцы модернизма организовали выставку при храме святой Татьяны на Моховой. Лобовой фронтальной атаки здесь нет, присутствует скорее некое заигрывание с религией. Например, такие художники -  они себя художниками называют, Врубель, Дорофеева -  говорят так: Бог везде. Откройте телевизор, выйдите на улицу, всюду следы Божественного присутствия. Увы, к сожалению, телевизор сегодня сознательно насаждает пороки, вседозволенность, культ греха и культ наживы. Прививает людям индивидуализм и эгоизм. Любовь к людям там отсутствует. И потом непонятные картинки. Вот модель храма на большой куче красных яблок, называется инсталляция Константина Звездочетова. Вы, говорит, сами должны понять, что это такое. Я не понимаю, что это такое. У меня сложилось впечатление, что наши оппоненты решили сменить тактику: бить не в лоб, как раньше в Доме Сахарова, а с фланга или с тыла. Воистину апостасия захватила сегодня мир.

 

Антуан Доцев, искусствовед. Хотелось бы сказать несколько слов о различии между классическим и модернистским искусством.

Классическое искусство и вообще классические восприятие мира основано на том, что оно раскрывает с помощью художественного образа правду бытия. Модернистское искусство об этом не беспокоится. Для модернистского искусства, актуального, как угодно можете его именовать, важнее всего показать, обозначить не смысл объективного мира, а свое  отношение к тому или иному вопросу, принять некоторую позу. Вспомните Джексона Поллока с его живописью действия, где он, по сути, просто танцевал, исполнял некий шаманский танец, произвольно капая на холст краской, а не писал картину. Вспомните недавний пиар выход арт-группы «Война», где ее представители заходят в сеть закусочных и кидаются в продавцов кошками. То есть, по сути дела, происходит ликвидация художественного образа, исчезает искусство как таковое, а на арену выходит просто некий провокатор – искусство умирает. В классическом искусстве сам художник так или иначе отходит в тень, вспомните личность Леонардо, вспомните Микеланджело – это великие люди, но именно их творения выходят на первый план, потому что в их  произведениях раскрывается правда и красота объективного мира. В модернистском искусстве такого нет, в нем существует только художник, который исчерпывает собой всю полноту бытия. Известный представитель дадаизма Курт Швиттерс говорил: «Все, что я наплюю, все это будет искусством, ибо я – художник».  Таким образом исчезает искусство, которое по убеждениям классической эстетики и философии понималось как познание реального мира и его отражение в художественных образах, на арене появляется только поза художника, само же искусство становится лишь знамением его личности, утрачивая  самоценность, искусство превращается в жест того или иного мастера. Это конкретно видно в модернистском искусстве, в актуальном искусстве. Искусство по сути дела умирает, хотя очень удивителен тот факт, что современные художники, которые перестали пользоваться старыми средствами такими как живопись и т. д.  все же называют свои произведения искусством, хотя позиционируют свое творчество как нечто абсолютно новое, такое – чего не было раньше. Спрашивается, зачем же вы называете свои произведения искусством, может быть придумаете какое-то другое слово.

Модернизм, не только по моему мнению, но и по мнению многих видных и крупнейших ученых, является смертью искусства, разложением художественного образа и умалением человека.

 

 

Игумен Мелхиседек, настоятель подворья Свято-Введенской Оптиной пустыни в Москве: - Сразу после посещения возникли конкретные мысли. Например, такие, которые мы слышим в послании апостола Павла: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетние. Посмотрев на выставленный объект - куча яблок, а на ней храм - что тут скажешь? Такое впечатление, что взрослые люди, а самовыражение у них детское, и получается, что взрослые люди играют в детей, а по своему внутреннему содержанию здесь есть какой-то непонятный злой умысел, и сложно назвать этот предмет искусством.

Вот пример. Фото бомжихи с фингалом под глазом и надпись: «Женщина, никто не осудил тебя». Какая-то кощунственная манипуляция со священным Писанием. Чувствуется, что вовсе там не детское самовыражение, а взрослый злой умысел, а самовыражение такое, как-будто дети играются с игрушками. Мы радуемся, когда маленький ребенок входит в храм, мама ведет его за руку, а маленький ребенок сосет палец и пускает слюни. И когда мы в притвор храма вводим взрослых людей, которые как дети продолжают пускать слюни и палец сосать -  то взрослая церковь сама уподобляется по своему содержанию и самовыражению этим взрослым детям, которые сидят и играют в детей. Но тогда и церковь начинает играть в детей. Если так дальше продолжать над нами могут исполниться слова Спасителя: «Если соль потеряет силу, то чем она солится? Вон выбрасывают ее на попрание людям». У художников есть свобода самовыражения до безобразия, но когда церковь начинает давать свои площадки, соглашается с этим самовыражением  - тогда размывается понятие прекрасного и безобразного, эстетического и не эстетического, красивого и некрасивого, когда мы вводим под свои своды «взрослых» в кавычках детей. Если все приветствовать и хлопать в ладоши -  то тогда вскоре можно будет увидеть преподобного Серафима в галстуке и радоваться, что человек рисует преподобного Серафима, а не голые изображения. А мы свою соль должны сохранять во всей полноте и не безумствовать вместе с безумцами, что бы на нас не исполнились слова Священного Писания: «Большая ученость доводит тебя до безумия».

Лина Мкртчян, певица, лауреат Пушкинской премии:_- Красота и правда неотделимы друг от друга. И с тех пор, как изъяли из мира красоту, люди утратили способность видеть, чувствовать, знать правду. На ее место заступила подмена, фальшивка, к которым привыкли люди. Казалось, только Матерь – Церковь, которая сама есть проявление неразделимости красоты и правды, оставалась напоминанием всем словно память об утраченном рае. Не растворяясь в мире, она всегда побеждала, оставаясь мученицей. Конечно зло неистребимо, и поскольку все мировые катастрофы, отраженные в человеческих душах, нигде не оставляют такого следа как в культуре - она и только она, культура остается основным полем битвы, особенно в нашем многострадальном отечестве. Чудовищные события, происходившие в Сахаровском центре, представляются мне теперь только репетицией к тому, что произошло в церкви мученицы Татьяны. Здесь использованы неизмеримо более тонкие технологии, более тонкий яд и место харизматическое для русской культуры, в отличие от Сахаровского центра. Теперь и только теперь каждый может сказать на любое поругание - я художник, это мое самовыражение. И все это в то время, Господи, когда у Матери -  Церкви столько гениально одаренных чад. Почему бы их выставку нельзя было сделать? А потому, что скучно, потому, что даже в церковь проникла скука. Помните у Пушкина: «Мне скучно бес».

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]