Братство "Радонеж" Группа СМИ «Радонеж» Контакты

Текстовые версии передач

Все материалы

Я не до конца понимаю смысл праздника Обрезания Господня. Какая необходимость его отмечать? Что он в себе несет?

07.03.2018 11:46

Я не до конца понимаю смысл праздника Обрезания Господня. Какая необходимость его отмечать? Что он в себе несет?

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2018/01/28/21-00.html

Тел. звонок: - Я не до конца понимаю смысл праздника Обрезания Господня. Какая необходимость его отмечать? Что он в себе несет?

о. Олег: - Праздник Обрезания Господня – это праздник наречения имени. Сказано: «Обрезали Его и нарекли Ему имя». У Иисуса Христа на самом деле три имени: одно – это Сын Божий, это божественное имя; другое, Христос – это человеческое имя, потому что Христом, т.е. помазанником называли царя или первосвященника, которого помазывали миром; а вот имя «Иисус» находится между божественным и человеческим, оно означает «спасение от Бога». Оно содержит в себе частичку четырехбуквенного имени Бога, которое указывает на божественное милосердие. Таким образом, это имя – спасительное имя, которое объединяет божественное с человеческим, оно было наречено Ему в день обрезания. А в Библии сказано, что нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Иисуса Христа. Это одно обстоятельство праздника Обрезания Господня.

Другое обстоятельство – впервые была пролита Его святая кровь. В Библии говорится, что кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Сколько раз была пролита Его кровь? Первый раз – в день обрезания. Второй раз Его святая кровь пролилась, когда в Гефсимании Он пребывал в молитвенном борении, и Он молился так напряженно, что пот был кровавого цвета. Третий раз – когда Его били римляне (по римским законам перед смертной казнью надо было избивать человека до крови), и Он был избит до крови, потом Ирод Его вывел, показал окровавленного и сказал: «Се, человек!». И следующий раз – когда Его распяли, и Он умер на кресте. Пятый раз Он проливает кровь, когда Лонгин Сотник ударяет Его копьем под ребро, и из Его тела истекает вода и кровь. Тело Христа – это Церковь, а вход в Церковь  через крещение, на что указывает вода, а слава церковная – Святая Евхаристия, на что указывает кровь. Таким образом, впервые кровь Христа была пролита при обрезании, и таким образом происходит искупление каждого новорожденного младенца. Ведь мы в беззакониях зачинаемся и во грехе рождаемся. Кровь гефсиманского борения помогает нам совершать духовные подвиги. Кровь Христа, страдающего от римских бичей, помогает нам сопротивляться греховной брани нашей плоти против нашего духа. Его кровавая смерть на кресте – источник нашего спасения. А кровь и вода – это источник спасительных таинств. Но всё это началось в этот день, в день обрезания. И в этот день прозвучало имя «Иисус», о котором сказано, что нет другого имени под небом, которым надлежало бы спастись, кроме этого имени. Никакое другое имя, хотя в Библии мы находим разные имена Бога, но именно имя Иисус является спасительным, как соединяющее божественное «Сын Божий» – это значит Бог, и человеческое «Христос» – что значит помазанник. Посему апостол Павел, например, пишет: «Един ходатай, един посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос». Потому что посредником между Богом и людьми мог оказаться только тот, кто причастен и божеству, и человечеству. Так вот, имя «Иисус Христос» свидетельствует об этой чудесной причастности божеству и человечеству.

Тел.звонок: - Мы с мамой живем вдвоем, оба инвалиды I группы по зрению. Слава Богу, мы со всем справляемся, Господь посылает нам добрых людей. Но мамочка всё время вспоминает всё самое плохое – самые тяжелые дни. Я не знаю уже, как с этим быть. Может, Вы что-то посоветуете? Как ей помочь и мне самой выкарабкаться из этой унылой ситуации?

о. Олег: - На самом деле я не думаю, что Ваша мама специально вызывает в своей памяти печальные, горькие образы прошлого. Скорее всего, это бесовские прилоги (нападения). Дьявол все время напоминает нам прежде содеянные грехи. Он это делает через разных людей, которые нам всякий раз стараются напомнить наши грехи и падения. Цель у бесов одна – ввергнуть душу в уныние. Но мы, православные христиане, не можем жить прошлым, наше прошлое в руках Бога, мы ничего там уже не можем исправить. Но о Христе сказано, что Он властной рукою всё рукописание наших грехов, весь этот бесовский компромат на каждого из нас пригвоздил к Древу Креста. Поэтому христианин должен чувствовать себя свободным от власти греха, дьявола и страха смерти, потому что с Христом Иисусом мы имеем возможность начать свою жизнь с чистого листа. Вот именно поэтому, когда в старину крестили людей, на них надевали белоснежные крестильные рубахи, и тем самым показывали, что человек во Христе имеет возможность начать всё с начала. И если дьявол напоминает Вам те грехи, в которых Вы ранее исповедовались, то дьявол клевещет на Вас, потому что грех, искупленный кровью Иисуса Христа – это никогда не существовавший грех.

Тел. звонок: - Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, Послание апостола Павла к Евреям 6 глава, стихи 4-6: «Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святаго, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпавших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему». Как же так? Иисус Христос призывал к покаянию, мы исповедуемся в церкви, каемся, а здесь написано, что невозможно опять обновлять покаянием? Батюшка, объясните этот момент, пожалуйста.

о. Олег: - Есть таинства Церкви, которые не возобновляемы. И есть таинства Церкви, которые возобновляемы. Эти слова больше относятся к крещению. Крещение – это таинство, которое не повторяется, не возобновляется. Кстати, священство тоже таинство, которое не повторяется и не возобновляется. И древние отцы говорили, что таинство миропомазания тоже не возобновляется и не повторяется. А есть таинства, которые повторяются – исповедь, причастие, соборование, в некоторых случаях таинство венчания. А когда говорится о некоем состоянии, которое невозможно повторить, имеется в виду не просто покаяние как исповедь. Имеется в виду, что, будучи крещеным христианином, если он всецело отпадает от благодати, то уже не может быть крещен заново. Когда, например, он сомневается в Божьем милосердии, озлобляется, как Иуда, например. Мы же имеем два типа раскаяния – раскаяние Петра и раскаяние Иуды. Во-первых, Иуда один раз предал Спасителя, а Петр трижды отрекся. Раскаяние Петра не было таким деятельным, а вот раскаяние Иуды было более деятельным – он и деньги бросил назад, и раскаялся публично, открыто. А у Петра это было индивидуально. Но смотрите, что говорится о раскаянии Петра – когда он услышал крик петуха, он горько заплакал. Это было раскаяние перед Богом. А раскаяние Иуды было, да, громким, шумным, но сказано: «раскаялся, пошел и удавился». Ничего себе раскаяние?! Это было раскаяние не перед Богом, а скорее всего перед самим собой, это было самоедство, когда он вверг свою собственную душу в уныние и погубил ее всецело, и уже не смог вернуться к своему Спасителю. Но церковное предание гласит, что борьба за Иуду велась до самого конца. Есть такая благочестивая легенда, что когда он хотел повеситься на дереве -  то дерево стало наклоняться, и он не мог никак оторваться от земли, и только подогнув коленки, он смог повиснуть и погубил свою бессмертную душу. А пока человек жив -  значит, есть намерение Божие относительно этого человека. Поэтому тот текст, который вы прочитали, это исключительная ситуация, когда человек не просто отпадает от христианства в целом, а когда для него уже и покаяние становится невозможным. Потому что он не верит в Божие прощение, он уже вынес себе приговор. Святые отцы говорят, что те люди, которые примут печать зверя «666»,  будут в таком ожесточении, что даже когда антихрист будет убит, когда воскреснут Илья и Енох - то будет явление Христа и малая пауза. Людям будет дано время на покаяние.  Но эти проштампованные будут  в таком ожесточении, что они захотят идти в ад, чтобы быть там с дьяволом и антихристом, и ненависть ко Христу у них не иссякнет. Вот в чем опасность этой печати!

Тел. звонок: -  Для меня смерть – это всегда большая трагедия, я не понимаю ее духовного смысла. Мне кажется, что и в Ветхом Завете первая смерть, первое пролитие крови Авеля неоднозначно. С одной стороны, Авель – святой, он стал первым мучеником, душа его у Бога. Но это и большая трагедия, проклятие для земли. Почему так легко люди думают, что кто-то умер хорошо, мученически, со Христом, радуются христианской кончине, а не печалятся о том, что одним христианином на земле стало меньше? Если мы воинствующая церковь, то у нас же убавился боец?

о. Олег: - Вы знаете, на самом деле, мученики – это не проигравшие, это выигравшие сражение. Здесь немножко другая логика. Почему мучеников убивали? Потому что их не могли заставить отречься от Христа,  передумать, пойти на компромиссы. И как признание своего бессилия, умерщвляли их плоть, не могуще погубить их души. Поэтому мученики всегда победители! Мученик – «мартириос», это исповедник, который своими страданиями показывает высоту своего подвига. Ведь он не только верует в идеалы своей веры, он готов пожертвовать жизнью. Это с одной стороны. А с другой  - давайте вспомним слова апостола Павла: «для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение». В каком случае смерть для человека может оказаться приобретением? Для грешника, например, смерть  - это приобретение? Нет, это страшная трагедия. Когда ты живешь Христом, смерть – это радостная встреча с Ним. Известно предание о старце Силуане Афонском.  Он сподобился явления Христа, будучи новоначальным. Обычно у подвижников явление Христа – это конец их пути, как бы результат всей их духовной жизни.   У него же  наоборот: явление Христа произошло в самом начале. И старец  Силуан всю свою жизнь жил переживанием радости будущей встречи со Христом. И когда он умирал -  то плакал от радости, что войдет в  свет Христов, который уже видел, будучи новоначальным монахом. И в этом смысле смерти нет. Христос смертью Своею смерть попрал. Есть переход от этой жизни к той жизни. И когда для нас гаснет сияние этой жизни -  мы входим в свет Христов. Это атеисты-безбожники считают, что вот, умер человек, вырастет лопух на его могиле – и это все. А мы верим, что наша христианская вера всё наполняет смыслом.  И страдания, и боль, и скорбь, и переживания, и сомнения  - все это попускается нам с замыслом Божьим, чтобы усовершенствовать нас.  И сама смерть наполняется смыслом. И там, где неверующий видит небытие, пустоту, мрак и холод -  мы видим Христа и Его Свет. Когда человек живет Христом, то для него и смерть становится приобретением.

Тел.звонок: - Какова судьба Пилата? Он почти невиновен, да? Расскажите, пожалуйста, какова его дальнейшая судьба и судьба его семьи.

о.Олег: - На самом деле существуют два предания. Одно гласит, что кончина его была печальной, он умер в одиночестве на каком-то острове. А другое  - что Пилат и его жена стали христианами, даже исповедниками веры. Когда я был в Египте, в коптском храме, то видел икону, на которой изображены Пилат и его жена. Но это только отголоски древних преданий, а предания иногда разнятся. Поэтому по-настоящему мы сможем узнать о том, как сложилась судьба Пилата и его жены только тогда, когда произойдет Страшный Суд. Тогда мы и сами себя узнаем по-настоящему, что мы собой представляем, и сможем порадоваться за кого-то (за кого мы не радовались в этой жизни). Или, наоборот, пережить разочарование в ком-то, в ком мы были уверены, что у них все отлично, а оказалось всё наоборот. Потому что там другая логика – «последние будут первыми, а первые будут последними».

В.Носов: - Кто-то из отцов говорил, что, возможно, мы удивимся после смерти, когда увидим в раю тех, кого не ожидали там увидеть, и наоборот – не увидим тех, кто, по нашему мнению, должен там находиться.

о. Олег: - Апостол Павел пишет в 13 главе 1-го Послания к коринфянам, что сейчас мы всё видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, а тогда познаем так, как мы познаны. Поэтому здесь мы не можем со всей определенностью говорить.  Даже красоты рая, когда апостол Павел был восхищен до третьего неба, не мог описать.  Только сказал: «Не знаю,  в теле ли или вне тела это было. Но то, что я слышал и видел, не видел того глаз, не слышало того ухо, не приходило то на сердце человекам, что приготовил Господь любящим Его, но нам Он это открывает Духом Святым». Что значит «открывает Духом Святым»? Духом Святым совершаются все Таинства Церкви. И когда мы приступаем к Таинствам -  то та часть нашей жизни, которую мы проводим за чтением Писания, в духовных беседах, за богослужениями -  эта часть нашей жизни не принадлежит жизни временной, а жизни вечной. Поэтому ад и рай начинаются здесь, на земле.

Тел. звонок: - Почему Иисус говорил Своим апостолам не ходить к язычникам севера, ибо они безгрешны?

о. Олег: - Этого нигде нет. Назовите источник, где это написано.

Тел. звонок: - Источник? Сейчас скажу…

о. Олег: - Я вам открою единственный текст, где Господь что-то похожее говорил. Но про север там ничего не сказано. Это Евангелие от Матфея 10 глава, стихи 1-6: «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Левий, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Как мы видим, здесь ни о каком севере ничего не говорится.

Действительно, в начале апостольской проповеди, которую вдохновляет Христос, Он им сказал «не ходите к язычникам и самарянам (самаряне – это была иудейская секта), а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева». Таким образом, Он научает и нас начинать спасение рода человеческого со своих сродников, вот какой смысл. Это все равно, что мы сейчас будем сидеть и думать, как спасать китайцев или корейцев. Когда нам надо о русских думать, своих спасать. В нашем случае «погибшие овцы дома Израилева» - это русские люди, крещеные, но не наученные, снимающие кресты, отрекающиеся от веры. Поэтому, прежде чем нам начинать миссию среди других народов, мы должны начать среди своих.

Но, что мы видим далее? Когда мы смотрим окончание Евангелия от Матфея, здесь ситуация немного меняется, это 28 глава, 19 и 20 стих. Христос перед Своим Вознесением, после того, как евреи не приняли Его (проповедь началась-то по отношению к ним, но они отвергли Его, как и было предсказано), говорил: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

А теперь мы открываем Апокалипсис, книгу Откровения Иоанна Богослова. Там  есть удивительные слова, полные надежды и христианского смысла. В 3-й Книге Ездры сказано, что «спасается, как капля против волны», т.е. в ветхозаветные времена спасенных людей было очень мало. Но когда пришел Христос и совершил подвиг искупления рода человеческого -  ситуация изменилась. И как она изменилась, мы читаем в Апокалипсисе: «И видел я великое полчище народа из всех племен, народов и языков, стоящих в белоснежных одеждах, с золотыми венцами на головах, и восклицающих спасение Богу нашему». Т.е. еврейский народ отвергает весть Христа, потому что христианское учение – это жертвенное учение, а они оказались не готовы к жертвенному служению Богу. За исключением немногих: Дева Мария, двенадцать апостолов, апостолы от семидесяти. Язычники же охотно воспринимают эту веру и становятся новым Израилем, новыми детьми Авраама не по плоти, но по духу. Об этих апостол Павел пишет в Послании к римлянам: «Ибо не тот иудей (слово «иудей» означает «восхваляющий Бога»), кто таков внешне, наружно, но тот иудей, кто внутренне таков, и то обрезание, которое не на плоти, а на сердце, и ему похвала не от людей, но от Бога». Поэтому народ Божий сейчас -  это православные христиане, верующие во Святую Троицу – Бога Отца, Сына и Святого Духа, и в Святую Двоицу, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек.

Спаси и сохрани вас Господь!

Другие статьи автора

Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

Рейтинг@Mail.ru Яндекс тИЦ Каталог Православное Христианство.Ру Электронное периодическое издание «Радонеж.ру». Учредитель: Религиозная организация Православное Братство "Радонеж" Русской Православной Церкви. Главный редактор: Евгений Константинович Никифоров. Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл № ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: [email protected]